Как устранить течь в системе отопления и радиаторах
Многие домовладельцы хоть раз в жизни сталкивались с ситуацией, когда в трубе отопления появляется свищ или течет батарея. Получив подобный опыт, эти люди уже знают, какие средства всегда следует иметь под рукой для решения проблемы. О том, какими способами можно устранить протечки в разных местах отопительной системы, как раз и пойдет речь в данной статье.
Хорошо, когда место протечки видно невооруженным глазом. Остается только принять меры, о коих мы расскажем в следующем разделе.
А начнем с поиска скрытых неплотностей в радиаторах и трубах отопления. Ведь нередки случаи, когда потерю теплоносителя в закрытой системе отопления можно обнаружить только по снижению давления, регистрируемого манометром. Причем визуально определить место дефекта не представляется возможным.
Сложнее всего находить и устранять течи, когда трубы проложены скрыто либо замоноличены в стяжку пола.
Мелкие «неуловимые» визуально дефекты, через которые медленно уходит теплоноситель, можно отыскать способом поочередного открывания кранов. Процедуру надо выполнять после окончания отопительного сезона, позже станет понятно почему. Последовательность действий такая:
- система дополняется водой до рабочего давления, обычно оно составляет 1.2—1.5 Бар;
- перекрываются все краны и вентили в разных частях трубопроводной сети: на радиаторах, ветвях, около котла и другого оборудования;
- дать системе выстояться 2—3 дня;
- контролируя показания манометра, поочередно открывать все краны, начиная от котла.
Суть способа в том, чтобы засечь падение давления на участке, где протекает труба или батарея.
Здесь удобнее работать с помощником: сами смотрите за манометром, а он по команде открывает следующий кран.
Понятно, что протечка обнаружится на том участке отопительной системы, где упадет давление после открывания запорной арматуры. А зная участок, можно без особого труда отыскать дефект.
Совет. Обнаружить незаметные глазу трещины, сквозь которые вода еле сочится, поможет обычная туалетная бумага. Прикладывая ее к трубам и стыкам, вы легко обнаружите очаги образования влаги.
Для этого придется демонтировать напольное покрытие, чтобы была видна стяжка. Затем запустить котел и теплые полы, намочив поверхность водой. После прогрева быстрее всего просохнут места над контуром, что и обозначит всю трассу.
Возможно, таким способом вам удастся обнаружить излом трубы, где с большой долей вероятности обнаружится течь.
Или же удастся определить другие критические места, что позволит произвести частичное вскрытие стяжки. Иногда протечка видна после снятия напольного покрытия в виде мокрого пятна.
Случается, что она обнаруживается после смачивания поверхности – место дефекта долго не хочет просыхать.
Совет. Если течь удалось локализовать, очень аккуратно демонтируйте часть стяжки. Иначе можете повредить трубу, устроив еще одну протечку рядом со старой. Когда дефект отыскать не получилось, осторожно вскрывайте всю стяжку, начиная с самых проблемных мест. Вдруг удастся отделаться малой кровью.
Хочется сразу отметить, что предлагаемые способы устранения протечки годятся в том случае, когда она невелика и вода именно подтекает, а не бьет струей. Встречается 2 вида дефектов радиаторов отопления:
- неплотности на стыках секций и резьбовых соединениях с трубами;
- трещины в корпусе.
Очень удобно, когда батарея установлена по всем правилам и снабжена отсекающими кранами. Их надо перекрыть, открутить американки и аккуратно снять отопительный прибор.
Теплоноситель надо сразу же слить в заранее подготовленное ведро. После этого течь между секциями устраняется путем разборки радиатора и замены прокладок.
Причем рекомендуется поменять все прокладки, а не только в том месте, где есть протекание воды.
Таким же образом без всяких проблем меняется треснувшая секция алюминиевой или чугунной батареи, а оставшиеся проверяются на наличие течи. Но что делать, если кранов нет, а отключить весь стояк в многоквартирном доме не представляется возможным? Сначала надо принять меры по локализации аварии, при небольшом дефекте достаточно просто подставить емкость.
Когда батарея течет сильно, рекомендуется набросить на это место старое одеяло или ткань, хорошо впитывающую воду. После чего немедленно вызывать аварийную службу. Пока приедут специалисты, надо попытаться перекрыть стояк в подвале дома.
Можно устранить течь радиатора, если наложить на это место «повязку». Мелкая трещина заделывается методом искусственного ржавления с использованием обычной кухонной соли.
Дефект зачищается до металла, после чего на него накладывается повязка из плотной ткани с солью. Для ее фиксации применяется бинт, пропитанный цементом или скотч.
Метод действует только на стальные или чугунные радиаторы отопления, течь в алюминиевых батареях таким способом устранить нельзя.
Биметаллические и алюминиевые радиаторы можно попытаться заделать тканью, пропитанной эпоксидным клеем. Она же используется в ситуации, когда течет кран на батарее.
Другой способ – использовать состав под названием «холодная» сварка, но его тоже нужно крепко примотать к месту протечки и зафиксировать. На практике все эти варианты хорошо помогают, когда прибор не находится под давлением.
В противном случае заделать трещину, из которой постоянно течет горячий теплоноситель, весьма затруднительно.
Совет. Иногда выручает простой саморез подходящего диаметра, который вкручивается прямо в дырку.
На данный момент не придумано ничего лучше старых дедовских методов, позволяющих герметизировать даже большие трещины на трубопроводах, находящихся под давлением.
Для этого необходима резина (из перчаток, велосипедных или автомобильных камер) и мягкая проволока. Лента из резины наматывается на свищ под натяжкой в несколько слоев, после чего надежно закрепляется проволокой.
Как обнаружить и как устранить течь в системе отопления дома, как предупредить ее повторное появление — эта проблема волнует многих новоселов. Отопление дома — потребность, необходимая каждому человеку. Но не всегда с ней все нормально.
В отопительный сезон подчас возникают аварии в системах. Это сложная ситуация, особенно если подтекает батарея отопления, что часто бывает в разгар холодного сезона. Поэтому хотя бы основные знания о том, как можно устранить течь в системе отопления, необходимы любому собственнику дома, вне зависимости от пола и возраста. Можно вызвать мастера, но ждать его придется долго, а за это время даже мельчайшая поломка может принести значительные убытки.
Что делать если отмечается подтекание в системе отопления? Бывают следующие виды протечек в отопительной системе (радиаторе, трубах):
- образовавшиеся щели в радиаторе;
- сквозные трещины в трубах;
- перемерзание или перегрев трубопровода;
- наличие трещин в стыках батареи и труб.
Любая поломка ведет к тому, что возникает течь в отопительной системе. Это явный показатель неисправности системы, который может обнаружить любой. Более серьезные проблемы, когда возникает течь в батарее отопления или трубах, может обнаружить только специалист с помощью специальных приборов, проверяющих давление в трубах.
Бывает ситуация, когда слышен звук, что вода протекает, но пока не видно, где течет. Что делать в таком случае?
При обнаружении места протечки в самой отопительной батарее заткнуть отверстие можно при помощи простого самореза. Это делается для уменьшения потока воды, что позволит удобнее выполнить последующие ремонтные работы, даже если краны не отключать.
При образовании дырочки в стыке радиатора отопления проблема устраняется при помощи проклеенного эпоксидкой кусочка ткани. Им обматывается поврежденное место. Протечка устранена, и можно успокоиться до окончания сезона.
При использовании плотного кусочка ткани, изоленты, скотча и соли тоже можно устранить протечку в батарее отопления:
- насыпаем соль на ткань и обматываем поврежденное место;
- закрепляем все скотчем.
В случае необнаружения места протечки стоит временно перекрыть краны отопительной системы, снять батарею, опустить ее в емкость с водой. Потом определяем по месту прохождения воздуха поврежденное место. Для ремонта используется герметик. После замазки участка повреждения дополнительно накладываем тканевую намотку и присоединяем назад батареи отопления.
Обычно в верхней части отопительного радиатора находятся краны для выпуска воздуха, которые можно использовать в процессе его работы. После окончания сезона работы радиатор отопления или его поврежденные секции меняют на новые.
Если течет секция радиатора, проводится та же процедура, что и при течи радиатора.
Батареи и трубы отопления могут быть как пластиковые, так и алюминиевые, отремонтировать их немного сложнее, и нужны специальные навыки для устранения в них течи. Если потекла батарея чугунная, то для ее ремонта потребуется холодная сварка.
Необходимо заранее побеспокоиться о наличии необходимых материалов для ремонта отопительной системы, и более тщательно все отремонтировать после окончания отопительного сезона.
Что делать, если течет батарея отопления: способы устранения неполадок
Первое, что нужно сделать, если течет радиатор, как на фото – это перекрыть воду. Но если протечка серьезная, то необходимо срочно вызвать аварийную бригаду – у сантехников имеются все необходимые инструменты и материалы для ликвидации проблемы, если потекла батарея.
Далее, если возможно, необходимо перекрыть воду. Хорошо, если есть кран или вентиль в самой квартире – это позволит быстро отключить подачу воды и спасти имущество. А что, если такого вентиля нет, и течет радиатор – что делать? Тогда нужно повернуть кран подачи теплоносителя в систему отопления, который находится на магистральной трубе около ее входа в подвал. Если протечка незначительная, то ее можно попробовать устранить самостоятельно (подробнее: “
Несмотря на кажущуюся простоту отопительных батарей, сделанных из чугуна в виде секций, наличие в них большого количества стыков и соединений, делает их очень уязвимыми к возможным перепадам давления и температуры.
Периодические сбросы воды в течение лета, а также постоянные и большие нагрузки в отопительной системе, являются причиной того, что образуется протечка в наиболее уязвимом месте. В результате батарея течет и горячий теплоноситель попросту заливает квартиру. А это уже угроза не только имуществу, но и здоровью жильцов.
Для осуществления ремонтных работ желательно позвонить в управляющую компанию и попросить отключить на время отопление в квартире.
- Виды протечек
- Общие рекомендации
- Устранение протечки между двумя секциями радиатора
- Из трещин в радиаторе
- В месте соединения с трубой
- В отопительной трубе
Виды протечек
Отопительные элементы в квартире представлены радиаторами отопления, а также трубопроводом.
Каждое соединение частей представляет собой потенциальную угрозу возможной разгерметизации.
Примите к сведению: протечкой является выход теплоносителя из отопительной системы из-за повреждения в одном из элементов.
В зависимости от типа используемых соединительных элементов, можно выделить несколько видов протечек, которые характерны для отопительных батарей:
- протечка, появившаяся в результате трещины на секции батареи;
- повреждение герметичности магистральных труб, которые соединяют основной стояк с батарей;
- протечки в межсекционных соединениях отопительного радиатора;
- разгерметизация соединения между радиатором и трубами.
Каждую из видов протечек нужно устранять, используя для этого определенные способы ремонта.
Общие рекомендации
Совет специалиста: доверять установку отопительных элементов рекомендуется профессионалам, чтобы избежать возможных проблем.
У появляющихся протечек каждого варианта есть свои объективные на то причины.
Чаще всего они связаны с материалом, который используется в качестве прокладок, типом соединения, а также материалом, из которых сделаны магистральные трубы.
Конечно, если речь идет о старых еще советских системах отопления, то здесь немаловажным является еще и допустимый срок эксплуатации оборудования, и уровень его износа.
Следует учесть: просто замазывать гипсом щели в радиаторах отопления является плохой идеей, так, как это лишь временное устранение проблемы.
Какого-либо унифицированного плана действия на случай потека из батареи нет.
Но при этом есть общие правила в случае подобной ситуации:
- Если появилась небольшая течь, не стоит постоянно подставлять под это мест тазик или баночку. В случае перепада давления в сети, она может очень быстро превратиться в большую пробоину, за счет чего произойдет затопление. Даже если вода не течет, а просто капает, этот дефект нужно устранять.
- Появление протечки – это, прежде всего, либо разрушение материала, либо нарушение герметичности соединения. Даже если протечка исчезнет со временем, это лишь на время, поэтому не нужно надеяться на прикипание материала.
- Если ремонт батареи невозможен, необходимо слить из системы воду, после чего осуществить её замену.
- До того как начать определенные мероприятия, связанные с ремонтом или заменой протекающей батареи отопления, нужно перекрыть поступление теплоносителя в батарею.
Стоит отметить: в случае появления протечек в стыках секций радиатора, их можно устранить дополнительно герметизировав.
Участок, который находится между двумя секциями чугунного радиатора, является небольшим и прямолинейным. Это дает возможность быстро найти место течи, а также оперативно её устранить.
Всего сделать это можно несколькими вариантами:
- Используя для этого обычный автомобильный хомутик, который затягивается по направляющему винту.
- Можно использовать самодельный хомут, который делается из нескольких стальных (не алюминиевых) пластин, которые нужно будет затянуть болтовым соединением.
- Под такими хомутами место соединения должно быть обмотано резиновой прокладкой. Для этого также можно использовать кусок ткани, который предварительно был пропитан эпоксидным клеем.
Примите во внимание: нужно очень аккуратно распределять усилия во время обмотки, а также затяжки хомутов.
Чтобы заделать протечки в батарее отопления, можно использовать не только обычный вариант классической сварочной технологии, которая приносит для хозяев квартиры уйму неудобств, но и применяя холодную сварку.
Для этого поверхность радиатора просушивают и подвергают обезжириванию.
Когда течет батарея отопления, важно сразу же принять меры, чтобы предотвратить затопление помещения и соседей снизу – нужно сразу же уведомить управляющую компанию и попросить приостановить на время ремонта подачу горячего теплоносителя. Обычно эта неприятность возникает в ходе плановых сбросов воды в системе, после резкого увеличения нагрузок, в результате в самых уязвимых зонах появляются дефекты.
Элементы отопительной системы, расположенные в жилых помещениях, – это трубы и металлические радиаторы, выше всего риск разгерметизации в зонах их соединений. Протечка – это непосредственно выход теплоносителя наружу, она может проявляться в виде ржавых подтеков на батарее и капель, падающих на пол.
Специалисты выделяют 4 ключевых типов дефектов, которые проявляются в зависимости от специфики установленных соединительных элементов:
- трещины, возникшие на секции радиатора;
- утрата герметичности трубопроводов, ведущих от стояка к батарее;
- течь между секциями радиаторов;
- разгерметизация зоны, соединяющей трубу и батарею.
Когда течет батарея отопления, важно сразу же принять меры, чтобы предотвратить затопление помещения и соседей снизу
В соответствии с тем, на каком именно участке возникла проблема, предпринимают конкретные меры по ее ликвидации.
Предлагаем ознакомиться Как закрыть вентиль на батарее отопления?
Устройство чугунной батареи, несмотря на все внешние изменения, осталось прежним. Она состоит из секций, оснащенных:
- заглушками;
- запорными устройствами;
- пробками;
- хвостовиком и терморегулятором;
- контргайками;
- ниппелями и прокладками.
Каким бы ни был чугун крепким, но даже у него есть свои пределы. Как правило, срок службы чугунных радиаторов составляет 25-30 лет, а при должном уходе и оптимальных условиях работы они могут работать без перебоя от 50 до 100 лет.
Статьи
Причины течи
Выделяют несколько основных видов протечек:
- трещина корпуса секционного, трубчатого или панельного радиатора;
- нарушение герметичности шва, соединяющего секции батареи;
- протечка в месте обвязки радиатора трубопроводом;
- нарушение герметичности труб.
Если во время монтажа были допущены ошибки, то с течением времени герметизация резьбовых соединений систем отопления может быть нарушена. Некачественный сварной шов под действием давления и температурных перепадов постепенно потеряет свои физические свойства и в итоге образуется протечка.
Если не удается найти специальное средство для устранения течи радиатора, то можно просто нарезать куски резины из велосипедной камеры – полоски должны быть 30-35 сантиметров в длину и 4-5 сантиметров в ширину. С помощью хомута на некоторое время течь можно остановить. По этой причине не помешает иметь дома в запасе несколько хомутов – цена на них невысока.
Такой состав при контакте с воздухом полимеризуется, и в результате затвердевания образуется прочная пломба, которая дает время для проведения существенного ремонта. Некоторые герметики являются двухкомпонентными полимерными составами, и затвердевают в результате смешивания двух их составляющих. Затвердевание других средств происходит в результате химической реакции с воздухом. С помощью герметиков, предназначенных именно для устранения протечек, можно решить проблему за считанные минуты.
При наличии определенных навыков и сварочного аппарата можно просто сварить место протечки. Это самый лучший способ решить проблему, однако он подходит не для всех радиаторов – только для стальных приборов.
В случае серьезных повреждений необходимо вызвать аварийную бригаду – опытные сантехники смогут быстро решить возникшую проблему. Если же протечка небольшая, то ее можно устранить с помощью подручных средств. Но нужно помнить, что любой способ устранения течи поможет лишь на время возобновить работу отопительного прибора, поэтому в ближайшее время его рекомендуется поменять.
Заключение
Выяснив, почему текут трубы и чем можно заделать течь в отопительной системе, можно самостоятельно выполнять ремонт отопительной системы в доме. Необходимо заранее запастись всеми необходимыми инструментами и материалами — это будут первоначальные действия по обеспечению тепла в вашей квартире.
Ремонт чугунных батарей можно произвести самостоятельно при наличии инструментов и необходимых материалов, но только в случае мелких дефектов. Холодная сварка – самый простой и быстрый способ вернуть отопительный прибор «в строй», но даже он не дает гарантии, что в дальнейшем все будет в порядке.
Чтобы убедиться, что отопительный контур и все его элементы прослужат долго и не будут угрозой для жизни людей, нужно либо полностью заменить отремонтированную конструкцию после окончания холодного сезона, либо пригласить специалистов, чтобы они проверили ее надежность.
Как устранить течь в чугунной батарее отопления
Как выглядят чугунные радиаторы, знают все. Они по праву считаются долгожителями на отопительном рынке. Изобретенные в далеком 1855 году, они все еще пользуются популярностью у покупателей.
Несмотря на огромный выбор импортных и отечественных радиаторов самых разных форм и конструкций, многие все равно останавливаются на чугунных моделях. Прослужив какое-то время, батареи начинают подтекать, хуже греют.
Что лучше – поменять их или отремонтировать? Специалисты считают, что ремонт чугунных батарей имеет смысл. Если их привести в порядок, то замену можно отсрочить еще на несколько лет.
Старый добрый чугун не очень привлекательно выглядит, зато способен прослужить несколько десятилетий
Радиаторы имеют секционную конструкцию. По внешнему виду секции напоминают металлические колонны, внутри которых предусмотрены каналы для теплоносителя. Эти элементы соединяют между собой с помощью ниппельной системы. Стыки уплотняют паронитовыми или резиновыми прокладками.
Высота приборов составляет 350-1500 мм, глубина достигает 65-500 мм. Мощность радиаторов зависит от количества секций и площади теплоотдачи. В помещениях батареи из чугуна размещают под подоконниками. Обычно крепления настенные – кронштейны, но существуют напольные модели на ножках.
В зависимости от модели чугунные радиаторы имеют мощность 100-300 Вт. Примерно 25-35% тепла передается с помощью излучения (радиации), часть – конвективным способом. Благодаря излучению прогрев более качественный: радиатор греет предметы, а не только воздух. Теплые слои воздуха поднимаются вверх, а излучение обеспечивает обогрев нижней части помещения. Так создается максимально комфортный температурный режим.
Конструкция чугунной батареи
Чугун хорошо переносит щелочную среду теплоносителя, слабо поддается коррозии и отличается высокой механической прочностью. Отопительные приборы имеют простую конструкцию и очень долговечны, поэтому поломки из-за банального износа металла – редкое явление. Яркий пример потенциально возможного срока службы – работающие дореволюционные батареи, сохранившиеся в домах некоторых петербуржцев. Но есть у чугунных батарей и слабые места, именно в них кроется «корень зла».
Старая дореволюционная модель еще вполне функциональна
- Большой вес, громоздкость
Батареи из чугуна велики и тяжелы, что становится проблемой при монтаже. Малейшие недочеты в установке могут приводят к неисправностям при эксплуатации. Если не позаботиться о достаточном количестве мощных кронштейнов, батареи может со временем перекосить, что тоже приведет к негативным последствиям.
- Недостаточная устойчивость к высокому давлению и гидроударам
У чугуна хорошие технико-эксплуатационные характеристики, но нагрузка, которую способны создать отечественные теплосети, может оказаться слишком большой. Из-за гидроударов возможны протечки в местах соединения секций.
Вместе с горячей водой по трубам циркулируют посторонние примеси, мелкие частицы грязи, ржавчины, что приводит к засорам во внутренних каналах. Батареи нужно своевременно промывать, иначе неисправности в их работе неизбежны.
- Износ межсекционных прокладок и резьбовых ниппелей
Стыки всегда «фактор риска». Ниппели и прокладки служат гораздо меньше, чем чугун. Их нужно периодически заменять. После этого можно надолго забыть о проблемах с отоплением.
Паронитовые прокладки для радиаторов
- Комната плохо прогревается
Если во время отопительного сезона температура в помещении ниже привычной, уточните, как обстоят дела у соседей. Если у них нет жалоб, пора заняться отоплением. Возможно, обычная промывка каналов решит проблему.
- На радиаторе появился налет
Обычно он образуется в местах стыков. Причина – низкое качество теплоносителя. Когда прокладки изнашиваются, они пропускают жидкость. После высыхания остается налет, похожий на накипь.
Самый очевидный признак неисправной работы – появление протечек. Ремонт предполагает герметизацию и наложение металлического хомута. Если течей в радиаторе несколько, лучше заменить прибор.
Так выглядит место протечки чугунной батареи
- Быстрый ремонт протечки на стыке
Течь устраняют с помощью обычного бинта или полоски ткани и эпоксидного клея. Бинт пропитывают клеем и плотно наматывают на место течи. После высыхания клея отремонтированный участок красят в цвет батареи. Такая «скорая помощь» обеспечивает герметичность в течение 1-2 лет.
- Наложение временного хомута на место течи
Если бинт не подходит для срочного ремонта, то можно вырезать небольшой кусок плотной резины и затянуть его на месте протечки.
- Установка металлического хомута
Хомут – это металлическое кольцо с герметизирующими пластинами, крепящимися с помощью двух болтов. Далее мы подробнее рассмотрим этот способ ремонта.
Это герметизирующий состав, напоминающий пластилин. Технология применения проста: сварку разминают до однородной массы и приклеивают к месту повреждения. Холодная сварка хорошо переносит высокие температуры, поэтому подходит для устранения небольших протечек.
Холодную сварку желательно держать в доме «на всякий случай», она выручит при необходимости срочного ремонта батарей
Обычно место протечки определяют без труда. Если же возникают сложности с диагностикой, радиатор снимают, погружают в ванну с водой и следят за появлением пузырьков воздуха. Место, из которого они поднимаются, не герметично. Когда подтекающий участок определен, следует подготовить материалы и инструменты:
- тонкий металлический трос;
- замазка;
- кусок ткани;
- металлический хомут или что-то, способное его заменить: изолента, проволока и т.п.
Подготовка рабочего места
Порядок работ
- Застелите пол клеенкой, сверху положите ветошь, которая впитает лишнюю влагу.
- Тонким тросом зачистите подтекающий участок радиатора до металла, обезжирьте любым растворителем или бензином.
- Замажьте течь. Замазку нанесите на полосу ткани и плотно намотайте на поврежденный участок в несколько слоев.
Если в качестве замазки используются металлический порошок или эпоксидная смола, то достаточно сделать 2-3 слоя. Если цинковые белила – 4-5. В качестве замазки также применяют холодную сварку. Для нее ткань не нужна.
- Наложите металлический хомут на замазку, стяните болтами и гайками. Следите, чтобы соединение было со стороны, противоположной течи.
Если вместо хомута используется изолента, намотайте ее в несколько слоев и закрепите проволокой.
Хомут для радиатора
Ремонт чугунных батарей не сложен, не требует особых знаний и навыков, но если есть сомнения в своих силах или протечка действительно серьезная, лучше обратиться к специалистам. Старые радиаторы, которые не раз давали течи, имеет смысл заменить, иначе их ремонт станет постоянным занятием в течение каждого отопительного сезона.
Чугунные радиаторы считаются классикой водяного отопления: с момента изобретения в 1857 году по настоящее время они используются во многих домах и квартирах.
Коррозионная стойкость, высокая теплопередача, небольшое гидравлическое сопротивление, тепловая инертность — качества, обеспечивающие спрос на эти изделия.
Радиаторы из чугуна имеют секционную конструкцию. Оснащаются запорными устройствами, заглушками, пробками, ниппелями, прокладками.
Изделия отличаются большим весом, крепятся на специальные настенные кронштейны, но выпускаются и напольные батареи на ножках. Нагреватели обеспечивают комфортный режим: до 35% тепла передаётся способом излучения, остальное — конвекцией.
ontakte
Odnoklassniki
Чугун отличается высокой прочностью, срок службы нагревательных изделий — 25–30 лет, при оптимальных условиях — 50 лет и дольше.
Но у толстостенных чугунных батарей есть уязвимые места: чаще всего текут радиаторы между секциями, в местах соединений с трубами, иногда свищи и трещины появляются на самом чугуне.
Основные причины, по которым приходится выполнять ремонт:
- Большой вес. В зависимости от типа и производителя, масса одной чугунной секции 4.5–7.1 кг, объем наполнения 1–4 литра, стандартный набор состоит из 4–10 элементов. При неквалифицированном монтаже и неправильном расчёте числа кронштейнов происходит перекос радиатора. В результате страдают стыковочные элементы, возникает усталость металла. В местах, где отсутствует теплоноситель, появляется коррозия, затем свищ.
- Неустойчивость к гидроударам, высокому давлению. При резком устранении преграды жидкость приобретает огромную скорость и устремляется в область наименьшего давления. Мощь гидроудара в отопительном контуре превосходит силу от удара молотком. Внезапная смена давления или его высокие показатели угрожают разгерметизацией отопительной системы — чаще течи возникают на стыках соединения частей радиатора.
- Грязь и мусор. Элементы отечественных чугунных батарей производятся методом литья. Технология такова, что поверхность остаётся шероховатой, что исключено в импортных аналогах.
За счёт зернистости, на стенках оседают частицы ржавчины и взвеси, которыми наполнен теплоноситель. Постепенно каналы забиваются, не выдерживают напора воды — батарея может лопнуть от давления или гидроудара. Для предупреждения ремонта, требуется регулярная промывка системы.
Фото 1. Засоренные ржавчиной и мусором элементы чугунной батареи, из-за этого радиатор не справляется с напором воды.
- Износ межсекционных прокладок. Прочность разборных соединений всегда уступает монолитным конструкциям. Межсекционные прокладки и резьбовые ниппели батарей изнашиваются быстрее чугуна, больше подвержены действию температуры и давления. Чтобы избежать течей и экстренного ремонта — не забывайте о профилактике: после отопительного сезона проверяйте места соединений, и меняйте прокладки.
Мелкий ремонт чугунных радиаторов возможен без привлечения мастеров-сантехников, своими руками. В зависимости от способа восстановительных работ вам понадобятся:
- металлический трос или наждачная бумага — для чистки места дефекта;
- для ремонта стыков секций: хомут — крепёжное изделие, состоящее из двух прорезиненных изнутри пластин, соединённых болтами;
- для устранения свищей: холодная сварка для радиаторов — пластичная масса, предназначенная для фиксации металлических деталей без термонагрева;
- растворитель для обезжиривания: бензин, ацетон, уайт-спирит и другие;
- один из герметиков: порошковый железный, полимерный, холодная сварка, эпоксидная смола;
- бинт или полоски ткани;
- гаечный ключ под размер крепежей хомута, пассатижи;
- ветошь, клеёнка, ёмкость для сбора воды.
- Если течь на стыке секций, то ее можно быстро ликвидировать при помощи бинта и эпоксидного клея. Материал пропитывается клеем и наматывается на место протечки. После того, как он схватится, можно закрасить это место в тон батареи, но главное помнить, что подобная «операция» считается временной, и лучше после окончания холодов купить и установить новую секцию.
- В случае обнаружения свища или трещины потребуется хомут. Его можно купить в магазине стройматериалов, а можно сделать самостоятельно из резины или жести.
- Холодная сварка для чугунных батарей – это лучший способ быстрого устранения дефекта. Это специальный герметик, внешне напоминающий детский пластилин. Его нужно тщательно размять и нанести на поврежденное место. Средство быстро схватывается, устойчиво к перепадам температур и вполне годится для быстрого и временного ремонта чугунной батареи.
Самые распространенные неполадки и их признаки
Хотя чугун отлично переносит несовершенство теплоносителя центрального отопления, а батареи из него имеют достаточно широкие каналы, чтобы в них не скапливался мусор, проблемы могут возникнуть даже у них. И это при том, что этому металлу нет износа. Виновниками того, что лопнула чугунная батарея или в ее стенках появился свищ, могут быть следующие факторы:
- Всем известен большой вес радиаторов из этого металла. Если при монтаже конструкции были использованы не достаточно крепкие кронштейны, или их оказалось мало, со временем она может просесть под своим весом и наклониться. Даже незначительное отклонение всего на пару миллиметров снизит эффективность работы устройства, а если перекос не исправить, то спустя несколько лет в месте, где теплоноситель отсутствует, появится коррозия. Вначале она будет выглядеть как небольшое коричневое пятнышко, которое будет расти с каждым отопительным сезоном, пока на его месте не образуется свищ.
- Репутация «долгожителей» свойственна как старым, так и новым моделям чугунных радиаторов, но при условии, что они монтированы в контур многоквартирного здания не выше шести этажей. Если теплосеть надежная и не «грешит» сильными гидроударами, то их можно устанавливать и в девятиэтажных домах. В противном случае, под сильным напором воды чугунная батарея может дать течь на стыках соединений секций. В том случае, если во время отопительного сезона потекла чугунная батарея, чем заделать ее нужно знать заранее. Сегодня существует масса герметиков, которые помогут «продержаться» устройству до теплых дней.
- Внутреннее устройство отечественных батарей таково, что чугун, из которого они выплавлены, имеет шероховатости, которые полностью отсутствуют в импортных аналогах. Именно поэтому на стенках со временем откладывается много мусора, которым наполнена вода в теплосети. Взвеси, частицы ржавчины и металлов, все это оседает и делает широкий канал узким настолько, что он уже не способен пропускать беспрепятственно теплоноситель под большим напором. В этом случае конструкция может лопнуть в любом месте, и тогда придется срочно решать, как устранить течь в чугунной батарее.
- Прокладки и резьба ниппелей – это слабое «звено» отопительных приборов. Если у чугуна нет срока давности, то этого не скажешь про детали, из которых состоит батарея. Чтобы не доводить ситуацию до того, что потребуется ремонт чугунной батареи, места соединений нужно проверять после каждого отопительного сезона и периодически менять на них прокладки.
Предлагаем ознакомиться Почему не зажигается газовая колонка?
Как показывает практика, чаще всего о том, что с системой отопления что-то не так становится известно, когда уже требуется ремонт чугунных радиаторов. Чтобы узнать о проблеме заранее, нужно прислушиваться к «сигналам о помощи», которые указывают на наличие дефектов.
Есть ряд факторов, которые указывают на то, что с отопительным контуром или батареями что-то не то. К ним относятся:
- Ощущение прохлады в комнате. В этом случае стоит опросить соседей, насколько у них тепло в квартире. Если все в порядке, то можно начинать искать проблемы у себя. Причиной может стать элементарное загрязнение каналов, перекос устройства или наличие свищей. В первом случае достаточно промыть батареи, во втором – закрепить или поменять кронштейны и проверить правильность установки строительным уровнем, а в третьем – оказать «больному» радиатору помощь.
- Если на батарее появился непонятный налет, видимый невооруженным взглядом, то причина этого – изношенные прокладки. Придется отключать систему, демонтировать батареи и ставить новые, например, из паронита.
- Протечка заметна сразу. Если она небольшая, то можно обойтись хомутом или холодной сваркой, в противном случае придется полностью менять устройство.
Следует помнить, что даже маленькие дефекты могут перерасти в большую проблему, если их вовремя не устранить. Не стоит надеяться на временные хомуты и заплаты. Только специалисты теплосети могут определить надежность и герметичность отопительного контура и его элементов.
Ликвидация свища
Для любой поломки есть ряд причин, ей сопутствующих. Свищ на трубах системы обогрева или на радиаторе – не исключение. Если на элементах теплосети появилось небольшое коричневое пятнышко, не следует думать, что это сходит краска. На самом деле, это начало, зачастую необратимого процесса, но зная, как заделать свищ в чугунной батарее, можно остановить разрушение и продлить срок ее эксплуатации. Причины появления коррозии:
- С учетом частых повышений стоимости коммунальных услуг, некоторые умельцы лукавят и ради экономии электроэнергии подключают нулевой кабель к отопительному контуру. Токи, которые начинают свое «путешествие» по трубам посредством теплоносителя, как раз и вызывают образование коррозии. Определить нечестного соседа можно, если свищей несколько, и они появляются с определенной регулярностью. Спасти ситуацию поможет звонок в соответствующую службу с целью выявления нарушителя, и ремонт чугунных батарей своими руками.
- Слишком повышенная кислотность воды способна навредить даже к терпимому к коррозии чугуну.
- Истек срок годности батарей или отложения на их стенках повредили металл. В этом случае, даже небольшой свищ или трещина под воздействием напора воды может привести к тому, что батарея лопнет и из нее потечет поток горячей воды.
Любой из вариантов, требует срочного вмешательства. Если только слегка течет чугунная батарея, то можно обойтись без отключения контура и ее демонтажа. Спасти ситуацию сможет хомут. Если вода лишь капает, то подойдет односторонняя накладка, но если бежит тонкой стрункой, то лучше не рисковать и использовать двухсторонний зажим.
В том случае, если теплоноситель разорвал место, где находился свищ, сразу возникает вопрос, можно ли заварить чугунную батарею. Как правило, экстренной помощью становится холодная сварка, но даже если она восстановила герметичность, необходимо вызвать мастеров из теплосети, чтобы они проверили состояние отопительной системы.
Последовательность работ
В зависимости от того, насколько серьезная поломка, зависят действия по ее устранению. Так, если течь небольшая, то можно обойтись без отключения батареи от контура, и для ремонта потребуется:
- Установить под местом поломки емкость на случай прорыва или клеенку с ветошью для сбора воды.
- Место разрыва или трещины нужно зачистить до основания при помощи троса или наждака. Нужно не просто удалить слой краски, а обнажить сам металл.
- Обезжирить подготовленное место каким-нибудь растворителем.
- Если для ликвидации поломки используется специальный клей или эпоксидная смола, то потребуются полоски плотной ткани или бинты. Нанести на них средство и намотать на место разрыва в несколько слоев.
- В случае использования холодной сварки ткань не нужна.
- На схваченное герметиком место надевается и закручивается хомут, но важно проследить, чтобы его зажимы были с противоположной стороны течи. Например, трещина образовалась на внутренней стороне радиатора, значит, зажимы будут снаружи, и наоборот.
- Если поломка серьезная и горячая вода хлещет из батареи, то нужно вызывать аварийную бригаду, а не пробовать остановить утечку самостоятельно без наличия нужных инструментов.
Даже самый качественный ремонт не гарантирует долгой службы устройства. Восстановленные чугунные радиаторы все равно придется менять, и чем скорее это будет сделано, тем безопаснее будет в квартире.
При помощи чего и как устранить течь в батарее отопления?
Течь из радиатора вовсе не означает, что владелец дома халатно относится к процессу эксплуатации системы отопления. Утечки — это проблемы довольно распространенные.
Они являются следствием физического износа радиаторов.
Нарушение герметичности батарей может быть вызвано и рядом других факторов – неграмотным монтажом, низким качеством теплоносителя, возникновением гидроударов и коррозией металла.
Если владелец недвижимости обнаружил нарушение герметичности контура, то ему необходимо понять, как устранить течь в радиаторе отопления и вернуть системе обогрева первоначальную эффективность и функциональность.
В противном случае течь спровоцирует не только порчу ремонта в комнате, а и приведет к снижению производительности отопительного прибора.
Постоянная потеря теплоносителя из-за утечки будет способствовать снижению давления в контуре до критического уровня, в результате чего может выйти из строя котел и циркуляционный насос.
Чтобы этого избежать, важно осуществить своевременный ремонт батарей отопления и убедиться в их герметичности.
Имея под рукой необходимые инструменты, он сможет произвести ремонт биметаллических радиаторов отопления своими руками, а также вернуть герметичность отопительным приборам из чугуна, алюминия, стали и меди.
Данная статья станет полезной не только для тех, кто столкнулся с вопросом как устранить течь радиатора отопления.
Поскольку ситуация житейская, а сантехническое оборудование имеет свойство изнашиваться (особенно в старых домах), то знать стратегию действий в случае обнаружения протечки нужно каждому.
Течет батарея, что делать? – ответ на это вопрос будет исчерпывающим.
Важно понимать, что протечки бывают разными по сложности и по локализации, и в случае настоящего горячего потопа следует немедленно вызвать аварийную службу, позвонив в диспетчерскую. Прежде чем приступить к ликвидации аварии, необходимо знать о мерах предосторожности.
Здоровье важнее имущества
Когда течет батарея что делать важно знать ровно на столько же, на сколько – чего не делать!
- Если горячая вода хлещет во все стороны – забыть о имуществе и в первую очередь принять меры безопасности, дабы уберечь себя и близких от термических ожогов. Ремонт, вещи, техника не самое главное.
- Набросить на течь одеяло, предпочтительно ватное. Либо же нечто, что сможет некоторое время впитывать воду и препятствовать ее разбрызгиванию.
- Не увлекаться подстраховкой в виде ведер, тазиков и тряпок – эта временная мера может перестать быть эффективной в любой момент, особенное если начнется аварийное затопление. Количество воды в чугунной батарее достаточно большое.
- Не рассчитывать на миф о том, что течь может самоустранится, прикипеть и зарасти ржавчиной.
- Обнаруженную перед сном или перед работой течь в батарее отопления, пускай даже минимальную, ни в коем случае нельзя оставлять без внимания. Простой обыватель вряд ли способен на глаз оценить масштабы аварии и разрушения механизма: течь может не расширяться неделями, а может и превратиться в потоп за пару часов
- Постараться перекрыть подачу теплоносителя в батареи. Вентиль для этой процедуры обычно находится в подвальном помещении дома.
- В случае аварийного затопления, после перекрытия воды в стояке ничего лучше нельзя придумать, кроме как слить воду с батарей. В таком случае устранение поломки будет быстрым и безопасным.Вариант собрать воду
Как правило протечка бывает в межсезонье, когда выключают отопление, поскольку происходит остывание металл сужается и в местах резьбовых соединений начинает прокапывать вода.
Если радиатор отопления течет, то необходимо определить причину и место поломки. Каждая сантехническая точка состоит из батареи отопления и примыкающего трубопровода. Соединения этих элементов могут нарушаться под воздействием следующих факторов:
- Длительный срок эксплуатации, как причина износа;
- Некачественная установка системы отопления;
- Механическое воздействие, грубая сила;
- Коррозированный метал.
В зависимости от того, между какими элементами возникла утечка теплоносителя, выделяются следующие виды поломок:
- Нарушения герметизации между трубами стояка и патрубками батареи;
- Частичное разрушение магистральных труб, которые соединяют радиатор и стояк;
- Протечка в районе межсекционных соединений;
- Образование свища или трещины на одной из секций радиатора.
Для каждого их этих случаев существует свой способ устранения аварии. Если капает батарея, чем замазать не спешите узнавать. Возможно, мазать не нужно будет вовсе.
Автомобильный хомут с резинкой
Течь на стыке часто является следствием неправильной установки, или бытовой ситуации, когда батареи использовались как опора для тяжелых предметов или жильцов. Для совершения ремонта понадобится:
- Автомобильный хомутик или проволока;
- Кусок тонкой и гибкой резины.
Порядок действий:
- Нарезать из резины полоски размером 5х35 см. либо использовать бинт резину из аптеки;
- Обмотать полоской поврежденную зону;
- Закрепить резину проволокой или хомутиком.
В данной ситуации хомут станет более подходящим вариантом, так как он стоит недорого, а фиксирует поврежденный стык надежно, равномерно, без риска перетяжки.
Таких трубы всегда две. Одна для подачи теплоносителя в радиатор, а вторая для отвода остывшей воды. Они изготовлены из стали и имеют свойство коррозироваться и изнашиваться изнутри с течением времени по двум причинам:
- Заполнение водой в межсезонье;
- Примеси в воде, поступающей по теплотрассам.
Чаще всего вопрос о том, что делать если радиатор отопления течет возникает в самый разгар отопительного сезона. В случае аварии на прямом участке трубы используется цементно-гипсовая повязка. Для ее приготовления потребуется:
- Нестерильный бинт;
- Цемент;
- Алебастр;
- Емкость для замешивания смеси.
Важно! Алебастр потребуется тогда, когда возможности перекрыть воду нет. Он накладывается первым слоем, так как сохнет быстрее цемента и добавляет надежности повязке.
Порядок действий:
- Замесить цемент с водой до консистенции жидкой сметаны;
- Приготовить полоски длинной 25-30 см;
- Вымочить полоски бинта в смеси;
- Обмотать ими поврежденный участок слой за слоем;
- Проводить действия до получения плотной повязки.
Деревянный клин в трубу
Если образовался свищ и вода течет струёй, то можно забить до прихода слесарей деревянный клин. Дерево размокает и хорошо удержит воду.
В случае, когда течь в батарее отопления образовалась в районе резьбы вновь используется повязка, но на этот раз соляная:
- Намочить бинт;
- Обвалять полоски в соли;
- Обмотать повреждения;
- Наложить цементную повязку.
Важно! Соль способна закоксовать место, пропускающее воду.
Если между секциями капает батарея отопления что делать разобраться не сложно. Стык представлен небольшим прямолинейным участком, временно отремонтировать который можно просто. Необходимые материалы:
- Автомобильный хомутик с соответствующей направлению винта затяжкой;
- Прокладки из гибкой резины;
- Эпоксидный клей;
- Кусочек ткани.
Резонный вопрос когда течет батарея – чем замазать? Если авария произошла в стенке одной из секций, то замазать придется холодной сваркой. Более эффективного способа еще нет. Шарик «холодной сварки» нужно плотно прижать к месту протекания и держать в таком положении 3-5 минут.
Через пол часа смесь полностью отвердеет, а еще через сутки батарея будет готова к выполнению своих функций.В качестве заключения, важно отметить следующее. Все выше указанные меры – действия «скорой помощи». Если система отопления дала сбой один раз — это значит, что пора готовится к капитальному ремонту.
Вызов мастера станет лучшей профилактикой серьезных проблем
Данная статья станет полезной не только для тех, кто столкнулся с вопросом как устранить течь радиатора отопления. Поскольку ситуация житейская, а сантехническое оборудование имеет свойство изнашиваться (особенно в старых домах), то знать стратегию действий в случае обнаружения протечки нужно каждому. Течет батарея, что делать? – ответ на это вопрос будет исчерпывающим.
Течь из радиатора вовсе не означает, что владелец дома халатно относится к процессу эксплуатации системы отопления. Утечки — это проблемы довольно распространенные. Они являются следствием физического износа радиаторов. Нарушение герметичности батарей может быть вызвано и рядом других факторов – неграмотным монтажом, низким качеством теплоносителя, возникновением гидроударов и коррозией металла.
Если владелец недвижимости обнаружил нарушение герметичности контура, то ему необходимо понять, как устранить течь в радиаторе отопления и вернуть системе обогрева первоначальную эффективность и функциональность. В противном случае течь спровоцирует не только порчу ремонта в комнате, а и приведет к снижению производительности отопительного прибора.
Чтобы этого избежать, важно осуществить своевременный ремонт батарей отопления и убедиться в их герметичности. Собственник может узнать, как устранить течь в батарее отопления, но для проведения работ ему потребуется определенный набор инструментов и владение базовыми слесарными навыками. Имея под рукой необходимые инструменты, он сможет произвести ремонт биметаллических радиаторов отопления своими руками, а также вернуть герметичность отопительным приборам из чугуна, алюминия, стали и меди.
Течь из радиатора вовсе не означает, что владелец дома халатно относится к процессу эксплуатации системы отопления. Утечки — это проблемы довольно распространенные. Они являются следствием физического износа радиаторов. Нарушение герметичности батарей может быть вызвано и рядом других факторов – неграмотным монтажом, низким качеством теплоносителя, возникновением гидроударов и коррозией металла.