Особенности будущей конструкции
Устройство
Такая печь для бани из автомобильных дисков состоит из четырех дисков от ЗИЛ-130 или аналогичного размера. Своя задача есть у каждого:
- Обод I и днище используют в качестве топливника. У него вырезано дно. Топить печку для бани из дисков можно из предбанника или прямо в парной. В первом случае, потребуется дополнительно сложить небольшую топку из кирпича. Второй вариант дополнительных конструкций не предусматривает, зато при эксплуатации менее удобен, дополнительную сложность вызывает устройство дверцы.
- В качестве каменки используют второй обод, в котором оставляют дно и приваривают его поверх первого.
- Обод III рассекает газы, заставляя их отдавать дополнительное тепло, полученное в результате остывания и выходить в дымоход.
- Три диска служат корпусом для печки, четвертый баком для воды. Вода в нем будет активно нагреваться.
Сделать печь для бани из колесных дисков своими руками вполне реально.
Принцип работы
Принцип работы прост, но эффективен: энергия от сгорающего топлива поднимается через первый обод и нагревает камни во втором. Труба, проходящая через третий и четвертый диски отводит газообразные продукты горения в дымовую трубу. Третий диск используется в качестве своеобразного теплообменника, нагреваясь от горячих газов в дымоотводной трубе и передавая дополнительное тепло в помещение.
Эти же газы отдают остатки тепла в четвертом диске, нагревая воду. Горячая вода в бане будет всегда, вместимость такого бака примерно 40 л. Воду в котел можно набирать вручную или подвести водопровод. Такая печка из дисков не уступает готовым аналогам, но служит дольше.
Из курса металловедения
Чем привлекательна печь изготовленная из бывших в употреблении колесных дисков автомобилей. Несколькими существенными позициями:
- Достаточной эффективностью горения топлива и теплоотдачей. Существует, выведенное из практического применения печей такого типа правило: единица размера посадочного диаметра диска в состоянии эффективно обогреть 1 кв. м. полезной площади при условной высоте потолков 230 см. То есть один из наиболее распространенных и доступных посадочных размеров в классе легковых автомобилей R13-R14. Конструкция изготовленная на основе таких дисков способна обогреть 14-15 куб.м. полезного пространства в бане.
- Такая печь изготавливается из доступных материалов. В начале весны, по мере схода асфальта вместе со снегом на шиномонтажных мастерских скапливается масса битых дисков. Если в ряде случаев геометрию поврежденного диска можно восстановить прокаткой, то трещины в теле стального предмета, ответственными мастерами, по ряду объективных причин, восстанавливаются неохотно. Об этом более подробно мы скажем ниже. В любом случае, набрать подходящих дисков можно по цене металлического лома.
- Колесный диск изготавливается не из простой конструкционной стали, а из стали легированной, то есть в состав которой введены элементы повышающие ее эксплуатационные характеристики: прочность, износостойкость, устойчивость к различным родам деформациям. Понятно, что лигатура такой стали не включает добавки повышающие ее жаростойкость, в частности никель, однако наличие того же марганца ставит такую сталь в плане жаростойкости на несколько порядков выше обычных конструкционных сталей, представленных на металлобазах.
- Форма диска подразумевает использование минимума технологических операций для превращения его в корпус печи.
Печь для бани из дисков, как и иная другая является источником повышенной пожарной опасности, поэтому к ее изготовлению необходимо подойти с максимальной ответственностью. Перед тем как перейти к описанию технологии изготовления остановимся на очень важном и принципиальном моменте. Применении сварки. Для изготовления печи такого типа большая номенклатура инструмента не нужна.
Диск уже сформирован в цилиндр, остается подготовить сегменты, удалив из них лишние элементы и сварить из них единую конструкцию. В такой работе необходимы угловая шлифовальная машинка, более известная как болгарка с номенклатурой отрезных и зачистных кругов диаметром 125 мм, сварочный аппарат, желательно инверторного типа, слесарный молоток весом 0,75 — 1 кг.
Теперь непосредственно о сварке. При массовом производстве колесных дисков применяется метод горячей или холодной штамповки и свойства стали оптимизированы именно под эту технологию. Сталь имеет достаточную степень пластичности недоступную для сварного шва, поэтому при проведении сварных работ придерживаемся следующих правил:
- Строго соблюдаем пожарную безопасность при проведении огневых работ.
- За один подход свариваются только две сопряженные детали.
- Сила тока и скорость продвижения электрода сообразуются таким образом, чтобы получить максимально корректный и качественный шов. Пузыри, каверны, трещины, на брызги не допускаются.
- По окончании проводки шва, сопряжению дают остыть, после чего тщательно сбивают шлак и осматривают шов на наличие визуальных дефектов.
- Продолжение шва можно производить только после уравновешивания температуры шва и тела свариваемой детали с температурой близкой к окружающей среде.
- Возникшие внутренние напряжения шва и свариваемых деталей в производственных условиях снимаются отжигом, который в домашних условиях также можно произвести и о применении которого мы расскажем несколько ниже.
Нам понадобятся:
- автомобильные колесный диски от любого грузовика (не менее 0,5 м диаметром) — 4 шт.,
- стальная труба Ø160, толщина стенки 5-7, L=500 — две шт.,
- кирпич красный огнеупорный для топки — 60 шт.,
- вогнутый диск из стали 5 мм и диаметром на 120 мм меньше автомобильного диска — 1 шт.,
- арматура А-I Ø10-16 L=150 мм — 4 шт.,
- арматура А-I Ø12-16 L=200 мм — 4 шт.,
- арматура А-I Ø10-12 L=100 мм — 4 шт.,
- арматура А-III Ø12 18 м,
- лист стальной, толщина 3 мм, 600х600 — 0,12 м2,
- лист из 4-мм стали, 600х600 — 0,12 м2,
- бетон В12,5 700х700х800=0,4 м3,
- дверцы для топки и поддувала,
- кран,
- прочие материалы.
Чтобы сделать самодельную печь для бани из дисков, необходимо подготовить рабочие инструменты и материалы:
- болгарку с кругами для резки металла;
- сварочное оборудование;
- средства индивидуальной защиты: очки, перчатки;
- дымоотводную трубу (толщина стенок 5 мм, сечение – 16 см);
- листы металла (толщина 8 мм);
- подвесы для двери;
- красный огнестойкий кирпич;
- швеллеры;
- глину, песок и цемент для кладочного раствора.
Кроме того, для выполнения работ потребуется 4 обода от грузовика. Из дисков грузового автомобиля можно изготовить печную конструкцию, диаметр которой составит 50 см при толщине стенок в 1 см.
Каждый диск в готовой конструкции предназначен для выполнения определенной задачи:
- Первый диск – колпак для топки. Готовая печь оснащается кирпичным топливником с дверкой. Для упрощения конструкции топка устанавливается внутри первого диска.
- Второй диск – каменка. Он используется для размещения камней, чтобы обеспечить достаточный объем чистого пара в парилке.
- Третий диск – теплообменник для надежного обогрева помещения.
- Четвертый диск – емкость с горячей водой.
Заключение
Подводя итоги данного материала, хочется непременно отметить то обстоятельство, что печка из дисков является работоспособным и достаточно бюджетным в исполнении вариантом, на который при ряде обстоятельств, несомненно, стоит обратить внимание. Диски выполняются из стойкой легированной стали, имеют удобную для произведения работ форму.
Их закупка не составляет сложностей и не ведет к значительным затратам. Их доработка до состояния готового продукта вполне по силам сварщику средней квалификации. Эксплуатация печи и ее ремонт, также вполне комфортны и осуществимы своими силами. Стоит, однако отметить, что наилучшим вариантом использования печи такого типа именно в русской бане стоит считать комбинированный, когда диски играют роль корпуса каменки и водогрейного бака.
Поэтапное изготовление печной конструкции из автомобильных дисков
Обладая определенными навыками, изготовить такую печь не сложно своими руками. Размеры кирпичной топки всего 625х625 мм. Первое, что нужно сделать — рассчитать и построить фундамент и только потом переходить к верхней части.
Для начала, определим исходные данные для нижней части банной печи. Нам понадобятся:
- глубина промерзания грунта,
- характеристики грунта: пучинистость, агрессивность и т.п..
Глубину промерзания принимают по СП 131.13330.2015 «Строительная климатология». Остальные характеристики определяют визуально. Пучинистый грунт предполагает глубину закладки не менее 1,2 м, сухой или песчаный — не менее 0,8 см. Основание фундамента должно находится ниже отметки промерзания грунта.
Фундамент под банную печь лучше выполнять в виде сплошной монолитной плиты с армированием. В качестве материала подойдет бетон класса В12,5 — В15. Согласно СНиП, фундамент должен превышать размеры конструкции минимум на 100 в каждую сторону.
- Принимаем размеры плиты 700х700.
- Глубину принимаем 0,8 м, тогда Vбетона=0,7м*0,7м*0,8м=0,4 м3.
- Шаг арматурных стержней А-III Ø12 принимаем 200х200, армирование в 2 яруса, защитной слой бетона — 50 мм.
- Получаем: 700 — 100=600/200 1=4 поперечных прута, 700 — 100=600/200 1=4 продольных прута, 4*4=16 вертикальных прутов.
- Итого: 8*0,6м 16*0,7 м=4,8 11,2=16 м.
- Стандартно берем 10% в запас с учетом нахлестов 16*1,1=17,6 >, принимаем 18 м.
Схема
Пример фундамента
Предлагаем ознакомиться Ремонт автоматического воздухоотводчика своими руками
Одним из недостатков печи для сауны из дисков от колес грузовых машин можно считать высокую температуру ее поверхности, что требует проведения определенных противопожарных мероприятий, в том числе защиты стен и потолка несгораемыми материалами.
Потолок утепляем стекловатой, которая снизу имеет металлизированное покрытие. Этот материал пожаробезопасен и эффективно отражает тепло обратно в помещение.
На стенах устраивают защитный фартук на всю высоту, шириной не менее 700 мм.
Общий вид печи из колесных дисков представлен на рис. 1, чертеж печи в разрезе — на рис. 2.
Рис. 1 Схема печи для бани из дисков грузового автомобиля
Рис. 2 Чертеж
Работы проводят в следующем порядке:
- Выполняется фундамент.
- Выполняется защита ограждающих конструкций (см. выше).
- Кладка кирпичной топки. Выполняется с перевязкой вертикальных швов, не менее, чем на 1/3, на постель. В качестве раствора используют глину.
- Первый диск устанавливают на топку свариваем со вторым и монтируем на топку. Предварительно вырезаем у первого диска дно по нижнему ободу. Для сварки используйте сплошной сварной шов.
- Ко второму ободу привариваем заранее привариваем трубу диаметром 160 и длиной 500 мм. К первому — отражающий лист немного меньше его внутреннего диаметра (см. рис. 2).
- С помощью 4 прутков привариваем третий диск ко второму.
- В центре третьего диска привариваем кожух, диаметр которого несколько больше диаметра выхлопной трубы, которую в этот кожух и проденем в дальнейшем. Уплотняем глиной или асбестовым шнуром. Привариваем рассекатель.
- Монтируем 4 диск, к которому предварительно привариваем дно из металлического листа. Он будет служить резервуаром для воды, поэтому все соединения должны быть выполнены герметично.
- Монтируем трубу с приваренным к ее верху основанием для кирпичного дымохода. Выкладываем минимум 5 рядов дымохода из кирпича. Далее его используем в качестве основания под асбестоцементную трубу диаметром 160.
Процесс монтажа не вызывает затруднений, если заранее подготовить все заготовки и четко использовать данную пошаговую инструкцию. Все лишние отверстия закройте вкладышами толщиной 4 мм.
Рассмотрим устройство дымохода более подробно. Начнем с того, что максимальный вес асбестоцементной трубы 50 кг. Это связано с тем, что он опирается на площадку из металла, толщиной всего 3 мм. Основную же нагрузку принимает на себя днище 4 диска.
Вся конструкция должна быть надежна закреплена. Стыки необходимо дополнительно уплотнять асбестовым шнуром, чтобы исключить попадание дыма в помещение.
Кирпичная кладка используется в качестве основания для асбестоцементной трубы. Для надежности крепления необходимо выполнить минимум 5 рядов из кирпича. Кладку нужно выполнять с обязательной перевязкой вертикальных швов.
Вывод трубы
Вывод трубы осуществляется через крышу. Высота трубы над коньком — не менее 0,5 м. Место прохода трубы через перекрытие должно быть защищено специальным противопожарным кожухом и утеплено.
Стоит заметить, что вывод дымохода можно сделать и в стене. Это предполагает наличие горизонтального участка, что нежелательно. Зато, дымоход займет меньше места в самом помещении. Требования пожаробезопасности те же.
Особенности эксплуатации
- Во второй диск укладываются камни.
Укладка камней
- Верхний диск наполняют водой и проводят испытание на герметичность.
- Монтируются поддувальная и топочная дверцы.
- Потом печь нужно слегка протопить, чтобы высохла топка.
- После того, как конструкция выйдет на проектный режим работы, металлические детали можно покрасить термостойкой краской.
Проблем при эксплуатации самодельной печи можно легко избежать, если соблюдать простые правила:
- Тщательно следите за герметичностью всех соединений. Для диагностики появления микротрещин используйте песок. Замазать новые трещины легко с помощью глины.
- Используйте специальный состав для покраски печи. Он должен обеспечивать повышенную защиту от коррозии. Потеря металлом своих свойств в результате коррозии — наиболее частая причина поломок.
- Дополнительно крепите дымоотводную трубу с помощью хомутов.
Также следует строго соблюсти все нормы пожарной безопасности:
- перед топкой положите лист железа,
- защитите несгораемым материалов все прилегающие конструкции,
- устройте защитный экран из кирпича, заполнив пространство между ним и печью песком.
Вывод
Можно сделать вывод, что устройство печи из металлических дисков можно вполне осуществить своими руками. На практике такая печь показывает себя с самой лучшей стороны. Она очень не прихотлива к обслуживанию, не предъявляет особых требований к качеству топлива. Баня нагревается быстрее, чем от заводской конструкции аналогичной мощности.
Среднее время прогрева объема в 16 м3 до 1200 С, при правильном утеплении, занимает всего один час, хотя и увеличивается расход дров. Подойдет для тех, кто достаточно состоятелен, чтобы не экономить на данной статье расходов.