Предисловие
Сведения о своде правил
1 ИСПОЛНИТЕЛИ – Акционерное общество “Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт промышленных зданий и сооружений” (АО “ЦНИИПромзданий)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 “Строительство”
3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)
4 УТВЕРЖДЕН приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 ноября 2016 г. N 776/пр и введен в действие с 8 мая 2017 г.
5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Пересмотр СП 113.13330.2012 “СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей”В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети ИнтернетВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) от 17 сентября 2019 г. N 545/пр c 18.03.2020
Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных
Вентиляция подземных автостоянок
Увеличение количества автомобилей на дорогах страны поставило массу серьезных задач, одной из которых является проблема организации стоянок. Современные жилые здания проектируются с подземными паркингами, не менее популярными становятся отдельные крытые автостоянки, построенные на поверхности земли.
Автомобили, хранящиеся на наземных и подземных автостоянках, въезжают и выезжают из помещения своим ходом. Кроме того, постоянно производится прогревание двигателей, то есть некоторое время автомобили стоят с заведенными моторами, работающими на холостом ходу. Все это время в воздух выделяется соответствующее количество выхлопных газов, содержащих вредные (а в больших количествах — смертельные) для здоровья человека вещества:
- угарный газ (CO)
- бензопирен
- оксид серы
- альдегиды
- углеводороды
- сажа
Мнение эксперта
Инженер теплоснабжения и вентиляции РСВ
Федоров Максим Олегович
Внимание!К наиболее токсичным веществам относятся оксиды азота. Они опаснее, чем угарный газ, в 10 раз, а с учетом вторичных соединений — в 40 раз.
Всего в составе смога, образующегося от выхлопных газов автомобилей, содержится больше десятка сложных соединений и вредных для здоровья элементов. Основная опасность их состоит в способности накапливаться в организме, воздействуя понемногу, исподволь.
Необходимость оперативного вывода отработанных газов очевидна. Особенно сильно проблема проявляется на поземных паркингах, где вредные газы, опускаясь вниз, способны превысить предельно доступную концентрацию и стать опасными для жизни людей. Поэтому наличие качественной вентиляции для подобных помещений определено требованиями СНиП, санитарными и противопожарными нормами.
Большинство крытых или подземных паркингов, стоянок, АЗС и прочих помещений имеют сложную структуру. При них имеются кафе, магазины, автомойки. Все смежные помещения должны быть обеспечены качественным приточным потоком воздуха, исключающим попадание во внутреннюю атмосферу вредностей, выделяемых работающими двигателями.
Обычно этот вопрос решается использованием только вытесняющей приточной линии с естественным выводом отработанного воздуха во внешние помещения или на улицу.
При проектировании систем вентиляции необходимо учитывать конфигурацию, размеры помещений, высоту потолков и прочие факторы, способные повлиять на эффективность разбавления вредных отработанных газов.
Системы противопожарной вентиляции и дымоудаления предназначены для обеспечения эвакуации людей в случае возгорания или сильного задымления помещения. При этом, необходимо учитывать специфику паркингов и размещать всасывающие патрубки вентиляторов дымоудаления в нижних уровнях, так как частицы дыма и прочие продукты сгорания топлива имеют большой вес и концентрируются поблизости от пола.
То же относится и к отработанным газам, имеющим плотность и вес больший, чем у воздуха. Согласно противопожарным нормам, на один пожарный отсек должен быть оборудован один вентилятор дымоудаления с автономной системой вывода продуктов горения и собственной аппаратурой управления. Зона действия одного дымоприемного патрубка не должна превышать 1000 м2.
Это заставляет строить более высокие помещения с воздуховодами большого сечения. Для снижения расходов на строительство и экономии на оборудовании используются струйные вентиляторы, состоящие из вентилятора подпора, вмонтированного в сквозной корпус с приемным и направляющим патрубками. Системы дымоудаления со струйными вентиляторами действуют намного эффективнее воздуховодов, быстро вытесняя дым и отработанные газы в сторону воздухоприемных решеток, откуда они выводятся наружу.
- ⚖ Сравнить
- ⚖ Сравнить
- ⚖ Сравнить
- ⚖ Сравнить
Угарный газ — крайне вредное вещество. Но, это далеко не единственный вид газообразного яда, который вызывает серьезнейшую опасность для человека. Следует отметить синильную кислоту, она образовывается при сгорании веществ, содержащий высокий процент азота. Шерсть, шелк, нейлон, пенопласты, целованы, полиуретаны — всё это далеко не полный список веществ, при сгорании которых в воздухе в десятки раз растет процент синильных кислот.
Но это еще далеко не все причины, по которым люди не всегда, к сожалению, успевают покинуть автостоянку во время пожара. Во время горения автомобиля выделяются такие вещества как соляные кислоты и фторводород. Обе эти кислоты, вместе с синильной, способны убить человека буквально за несколько вдохов.
При этом, порой, первый вдох, может лишить сознания сразу же. Как известно, автомобиль сгорает очень быстро, причиной этому не только бензобак, но и салон, который содержит такое количество полиуретана и пластика, что представляет собой фактически небольшую химическую лабораторию. Что будет с людьми находящимися на закрытой стоянке, если начнут гореть несколько автомобилей — страшно даже представить.
Что следует учесть? Прежде всего, нужно понимать, что угарный газ при сгорании под довольно высоким давлением вытесняет кислород, а для того, чтобы человек мог жить, именно этот кислород как раз и нужен.
Система удаления дыма должна не только с максимальной мощностью выводить вредные газы, но и вводить в помещение новый кислород. Чем выше будет давление нагнетания свежего воздуха, тем выше будет скорость высасывания газов.
Существует схема защиты от дыма, называемая «сандвич». Функциональная схема изображается снизу. Принцип довольно прост и эффективен — в помещении, в котором появился очаг возгорания, давление снижается, при этом на верхнем и нижнем этажах оно, наоборот, нарастает.
На стоянке должны присутствовать датчики и системы:
- датчик, обнаруживающий дым, огонь и газ;
- система аварийной сигнализации;
- система автоматического тушения;
- система вентиляции автостоянок;
- защита стен, пола и потолка огнестойкими веществами;
- системы, отводящие дым и высокие температуры из помещения;
Только полное сочетание систем безопасности способно предотвратить ужасные последствия отравления дымом и вредными газами.
ГОСТ Р МЭК 62196-2-2013 Вилки, штепсельные розетки, соединители и вводы для транспортных средств. Кондуктивная зарядка для электромобилей. Часть 2. Требования размерной совместимости и взаимозаменяемости для штыревых разъемов и арматуры сети переменного токаСП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы (с изменением N 1)
СП 2.13130.2012 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты (с изменением N 1)
СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям (с изменением N 1)СП 14.13330.2014 “СНиП II-7-81* Строительство в сейсмических районах” (с изменением N 1)СП 18.13330.2011 “СНиП II-89-80* Генеральные планы промышленных предприятий”СП 30.13330.2012 “СНиП 2.04.
01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий”СП 32.13330.2012 “СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения” (с изменением N 1)СП 42.13330.2011 “СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений”СП 43.13330.2012 “СНиП 2.09.03-85 Сооружения промышленных предприятий”СП 51.13330.
2011 “СНиП 23-03-2003 Защита от шума”СП 52.13330.2011 “СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение”СП 54.13330.2011 “СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные”СП 59.13330.2012 “СНиП 35-01-99 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения” (с изменением N 1)СП 60.13330.
СанПиН 2.1.2.2645-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях
СанПиН 2.1.4.1074-01 Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качестваСанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектовПримечание – При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю “Национальные стандарты”, который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя “Национальные стандарты” за текущий год.
Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия).
Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.(Измененная редакция, Изм. N 1).
Правила проектирования и нормы касательно стоянок регулируются требованиями СНиПа 2.07 и СНиПа П89.
Стоянки могут размещаться как пристройки к зданиям, выполняющим другие функциональные задачи. Исключение составляют помещения, отмеченные как пожароопасные (химические предприятия и т.д.). СНиП 2101 регулирует все правила и нормы, в том числе нормы вентиляции подземных автостоянок.
а) если помещение производственного типа:
- Не менее 9 метров, если здание 1,2 и 3 степени огнестойкости;
- Не менее 5 метров, если здание 4 степени огнестойкости класса с0 и с1, при этом стены не содержат проемы;
б) до административных и бытовых зданий предприятий:
- Не менее 9 метров, если здание 1,2 и 3 степени огнестойкости;
- Не менее 15 метров, если здание другого типа
Максимально допустимыми концентрациями угарного газа в помещении, где хранится автотранспорт являются:
- 20 миллиграмм на кубометр, если стоянка индивидуальная (эта норма распространяется и на личные гаражи).
- 50 миллиграмм на кубометр, если работа внутри будет протекать не более часа. Это касается стоянок, которыми пользуются кратковременно, например, паркинг офисного центра.
- 100 миллиграмм на кубометр, если работа внутри будет протекать не более получаса.
Дистанция между площадкой с автотранспортом и сооружениями 1,2 степени с огнестойкостью с0, на территории СТО не поддается нормированию.
Наземные стоянки предусмотрены не больше девяти этажей в высоту, подземные допускается конструировать глубиной не больше пяти этажей.
Существует большое количество нормативных документов, так или иначе регулирующих режимы вентиляции паркингов и крытых автостоянок. Воздухообмен в этих сооружениях является законодательно определенным направлением, несоблюдение требований может привести к административному или уголовному преследованию. Нормы, действующие для крытых автостоянок и паркингов, учитывают высокое содержание токсичных элементов и соединений в выхлопных газах автомобилей.
Мнение эксперта
Инженер теплоснабжения и вентиляции РСВ
Федоров Максим Олегович
Важно! Наибольшее внимание уделяется окиси углерода или угарному газу (CO), поскольку он не имеет запаха и способен накапливаться до опасных концентраций, не будучи обнаруженным.
- для индивидуальных стоянок — до 20 мг/м3
- для автостоянок при офисах или общественных зданиях — до 50 мг/м3 (при условии кратковременной стоянки до 1 часа)
- в рампах — до 100 мг/м3 (при длительности работы до 30 минут)
Общественные стоянки или рампы (наклонные пандусы для перемещения автомобиля на другой уровень) имеют дополнительный приток воздуха, разбавляющий вредности, поэтому на короткое время допускается превышение ПДК на этих участках.
Если не производить постоянных проверок или не вентилировать воздух в нужной степени, превышение допустимой концентрации уровня CO в воздухе паркинга способно привести к летальным исходам. Угарный газ тяжелее воздуха и собирается в нижней части помещения. По этой причине количество ярусов для подземных паркингов ограничено 5, а для надземных стоянок — 9 ярусами.
Норма кратности
Нормой кратности (величины, определяющей, сколько раз весь объем воздуха сменяется в течение одного часа) для паркингов считается 2, хотя в некоторых источниках указывается другое значение — от 4 до 6. Это обусловлено размерами и конфигурацией паркинга, составом автомобилей, другими специфическими факторами.
Объем приточного воздуха должен составлять не менее 150 м3 на каждое машиноместо, причем, общий приток должен составлять 80% от объема вытяжки, чтобы внутри здания создавалось отрицательное давление, организующее естественный приток воздуха снаружи.
В помещениях для хранения автомобилей приточно-вытяжная вентиляция рассчитывается на разбавление и удаление вредных газовыделений, обеспечивая санитарно-гигиенические условия. По технологическому заданию принимается количество выделяющихся вредностей, по заданию на проектирование – время пребывания людей (длительность работы) в помещении.
Нормы воздухообмена
Общеобменная вентиляция | Вытяжка из верхней зоны, приток в рабочую зону и канавы.
В смотровые канавы – 125 м3/ч, в приямки – 100 м3/ч, в тоннели 5 крат. |
Местные отсосы | Местный отсос (ф100-200 мм) от выхлопной трубы.
В помещение поступает 10% выхлопа. |
Вытяжка: | |
До 120 л.с. – 350 м3/ч | |
120-180 л.с. – 500 м3/ч | |
180-240 л.с. – 650 м3/ч | |
Более 240 л.с. – 800 м3/ч. | |
Местный отсос от мойки агрегатов и деталей. |
Автостоянки вместимостью до 100 машино-мест | Автостоянки вместимостью более 100 машино-мест |
Шахты располагаются на расстоянии 15м от многоквартирных жилых домов, участков детских дошкольных, лечебных учреждений, спальных корпусов домов-интернатов.
Высота шахты=более 2м над уровнем земли |
Шахты до многоквартирных жилых домов, участков детских дошкольных, лечебных учреждений, спальных корпусов домов-интернатов и их высота над уровнем земли определяются расчетами рассеивания вредных выбросов в атмосферу и уровня шума на территории, непосредственно прилегающей к жилым домам. |
1 Область применения
1.1 Настоящий свод правил распространяется на проектирование зданий, сооружений, площадок и помещений, предназначенных для стоянки (хранения) автомобилей, микроавтобусов и других мототранспортных средств.
1.2 Настоящий свод правил не распространяется на гаражи, предназначенные для текущего ремонта (ТР) и технического обслуживания (ТО) автомобилей, а также на стоянки автомобилей, использующихся для перевозки взрывчатых, ядовитых и радиоактивных веществ, стоянки автомобилей пожарной, медицинской, аварийной служб.(Измененная редакция, Изм. N 1).
Приложение А. Классификация автомобилей, применяемая для определения габаритов машино-мест на стоянках автомобилей
3.1 внешний радиус: Наименьший радиус закругления (кривой) по кромке проезжей части (с правой стороны от водителя), обеспечивающий беспрепятственный проезд поворота.
3.2 въездная и выездная полосы: Габариты проезда в пределах проезжей части полосы движения автомобиля.
3.3 гараж: Здание и сооружение, помещение для стоянки (хранения) ремонта и технического обслуживания автомобилей, мотоциклов и других транспортных средств; может быть как частью жилого дома (встроенно-пристроенные гаражи), так и отдельным строением.
3.3а зарядные устройства (станции, колонки) для транспортных средств с электродвигателями: Оборудование источника питания от сети, выполняющее необходимые функции для зарядки батареи электромобиля.
3.3б колесоотбойные устройства: Ограждающие устройства, закрепленные на поверхности дорожного полотна или пола, предназначенные для ограничения движения колес автомобиля.3.3а, 3.3б. (Введены дополнительно, Изм. N 1).
3.4 механизированная стоянка автомобилей: Стоянка автомобилей, в которой транспортирование автомобилей в места (ячейки) хранения осуществляют с помощью механизированных устройств (без участия водителей).
3.4а многорядная парковка автомобилей: Парковка, при которой машины устанавливаются одна за другой и выезд второй машины возможен только после выезда впереди стоящей.
Тип 1 – 240 В 16 А;
Тип 2 – 240 В 32 А;
Тип 3 – до 690 В, трехфазный переменный ток, 63 А, (22, 43 кВт), – быстрая зарядка переменным током;
Тип 4 – до 600 В и до 400 А, (240 кВт) – быстрая зарядка постоянным током.3.4а, 3.4б. (Введены дополнительно, Изм. N 1).
3.5 наземная стоянка автомобилей закрытого типа: Стоянка автомобилей с наружными ограждающими конструкциями.
3.6 наземная стоянка автомобилей открытого типа: Стоянка автомобилей, в которой не менее 50% площади внешней поверхности наружных ограждений на каждом ярусе (этаже) составляют проемы, остальное – парапеты.
3.7 обвалованная стоянка автомобилей: Наземная или заглубленная стоянка автомобилей с обвалованными грунтом более 50% наружными ограждающими конструкциями, выступающими выше уровня земли.
3.8 пандус: Наклонная конструкция, предназначенная для въезда (выезда) автомобилей в одноэтажных (надземных, подземных) стоянках автомобилей.
3.9 плавучие стоянки автомобилей (дебаркадерные стоянки автомобилей): Плавучая пристань, причальное сооружение в виде судна или понтона, стационарно установленное (в речном порту) и предназначенное для стоянки легковых автомобилей.
3.10 плоскостная открытая стоянка автомобилей: Специальная площадка (без устройства фундаментов) для открытого или закрытого (в отдельных боксах или металлических тентах) хранения автомобилей и других индивидуальных мототранспортных средств в одном уровне.
3.11 подземная стоянка автомобилей: Стоянка автомобилей, все этажи которой при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещений.
3.12 полумеханизированная стоянка автомобилей: Стоянка, в которой транспортирование автомобилей в парковочное место осуществляется водителем с использованием механизированных устройств.
3.13 помещение для хранения: Основное помещение стоянки автомобилей, по назначению и использованию не относящееся к складским помещениям.
3.14 посадочный этаж: Этаж, на котором водитель садится (покидает) стоянку автомобилей.Примечание – Для механизированной стоянки автомобилей это этаж, на котором расположено помещение (бокс) приема/выдачи автомобиля водителю.
3.15 постоянное хранение автомобилей и других мототранспортных средств: Длительное (более 12 ч) хранение автомототранспортных средств на стоянках автомобилей на закрепленных за конкретными автовладельцами машино-местах.
3.16 посты технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР): Места с устройствами для обслуживания автомобилей.
3.17 рампа: Наклонная конструкция, предназначенная для перемещения автомобилей между уровнями в многоэтажных стоянках автомобилей; рампа может быть открытой, т.е. не имеющей покрытия и полностью или частично стеновых ограждений, или закрытой – со стенами (полностью или частично) и покрытием, защищающими ее от атмосферных осадков.
3.18 стоянка автомобилей (стоянка, паркинг, парковка, гараж, гараж-стоянка): Здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенная для хранения (стоянки) легковых автомобилей и других мототранспортных средств (мотоциклов, мотороллеров, мотоколясок, мопедов, скутеров и т.п.).
Примечание – Стоянки автомобилей могут быть: встроенными, встроенно-пристроенными, отдельно стоящими, пристроенными, подземными; наземными закрытого типа; плоскостными открытого типа; открытого типа; модульными быстровозводимыми; плавучими (дебаркадерными); механизированными; полумеханизированными; обвалованными; перехватывающими.
3.19 хранение автомобилей боксового типа: Хранение автомобилей в отдельных боксах, выезд из которых осуществляется непосредственно наружу или на внутренний проезд.
3.20 хранение автомобилей манежного типа: Хранение автомобилей в общем зале с выездом на общий внутренний проезд.
электромобиль: Транспортное средство, приводимое в движение исключительно электрическим двигателем и заряжаемое с помощью внешнего источника электроэнергии.
[6] |
(Введен дополнительно, Изм. N 1).
этаж подвальный: Этаж с отметкой поверхности пола ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещения.
[СП 54.13330] |
этаж подземный: Этаж с отметкой пола помещений ниже планировочной отметки земли на всю высоту помещений.
[СП 54.13330] |
этаж технический: Этаж, функционально предназначенный для размещения и обслуживания внутридомовых инженерных систем; может быть расположен в нижней части здания (техническое подполье) или в верхней части здания (технический чердак), или между надземными этажами.
[СП 54.13330] |
этаж цокольный: Этаж с отметкой пола ниже планировочной отметки земли не более чем на половину высоты помещения.
[СП 54.13330] |
Приложение А*
________________* Измененная редакция, Изм. N 1.
Класс (тип) автомобиля | Габариты, мм, не более | Минимальный радиус, мм | ||
Длина L | Ширина B | Высота H | ||
Малый | 3700 | 1600 | 1700 | 5500 |
Средний | 4300 | 1700 | 1800 | 6000 |
Большой | 5160 | 1995 | 1970 | 6200 |
Микроавтобусы | 5500 | 2380 | 2300 | 6900 |
Мототранспорт | 2700 | 1000 | 1500 | 2700 |
Примечания
1 Расстояния при постановке автомобилей на хранение в помещениях, м, не менее, принимаются с учетом минимально допустимых зазоров безопасности: 0,8 – между продольной стороной автомобиля и стеной, 0,8 – между продольными сторонами автомобилей, установленными параллельно стене, 0,5 – между продольной стороной автомобиля и колонной или пилястрой стены, 0,05 – между мотоциклами; – между передней стороной автомобиля и стеной или воротами при расстановке автомобилей: 0,7 – прямоугольной, 0,7 – косоугольной; – между задней стороной автомобиля и стеной или воротами при расстановке автомобилей: 0,7 – прямоугольной, 0,7 – косоугольной, 0,6 – между автомобилями, стоящими друг за другом; – при боксовом хранении: B 1600 мм – ширина, L 1400 мм – длина. 2 Типы (классы) размещаемых автомобилей определяют в задании на проектирование. 3 Минимальный наружный габаритный радиус разворота – минимальный радиус разворота автомобиля (или минимальный диаметр разворота). Определяют по колее внешнего переднего колеса автомобиля. Данное значение меньше значения минимального радиуса разворота по кузову (по переднему бамперу). |
Приложение А. (Измененная редакция, Изм. N 1).
Расчет вентиляции автостоянок
должен обеспечивать требования по ПДК СО в
соответствии с ГОСТ
12.1.005-88 (приложение 2). ПДК СО в помещении автостоянки рекомендуется
выбирать равным 70 мг/м3, что не противоречит ГОСТ
12.1.005-88 (приложение 2).
– 6 м3/м2 ч – для автостоянок с низкой
посещаемостью при частоте транспортного трафика f ≤ 0,6 1/ч (подземные и крытые автостоянки жилых
домов);
– 12 м3/м2 ч – для автостоянок с
высокой посещаемостью при f=
1,0 1/ч (подземные и крытые автостоянки торговых и бизнес-центров);
– 16 м3/м2 ч – для автостоянок с очень
высокой посещаемостью при 1,0 1/ч ≤ f ≤ 1,5 1/ч (подземные и крытые автостоянки больших
торговых центров, аэропортов и вокзалов).
(Измененная редакция. Изм. № 1)
5.6.1 Воздухообмен в аварийном режиме рассчитывают по
производительности вентиляторов вытяжной системы противодымной вентиляции.
Изм. № 1)
– проектная тепловая мощность очага горения Qп,
МВт;
– температура приточного воздуха t0, °С;
– уровень нижней границы газовоздушной смеси при затекании в
сторону притока не менее Y=
2 м;
– периметр очага пожара Uf,
м.
Изм. № 1)
5.6.3 Выбор значения тепловой мощности очага горения Qп
осуществляется с учетом данных, приведенных в таблице 5.1, или задается в техническом задании.
Параметры очага горения |
Автоматическая система пожаротушения | |
есть | нет | |
Габариты очага горения, м |
2×5 | 5×5 |
Uf, м | 14 | 20 |
Qп, МВт | 4,5 – 5 (1 автомобиль) | 9 – 10 (2 автомобиля) |
(1 электромобиль)* | (2 электромобиля)* | |
____________
* Значение Qп при пожаре |
По схеме можно наглядно представить расположение воздуховодов и вентиляторов, обнаружить места возможного застоя воздуха, устранить иные ошибки.
При подсчете воздухообмена из расчета на одно машиноместо появляется опасность выбора чрезмерно производительной системы, так как все автомобили одновременно никогда не заводятся. Расчет по кратностям также чреват ошибками, поскольку он никак не учитывает конфигурацию помещения и прочие важные факторы.
Производительность системы, рассчитанная по кратности, определяется произведением объема помещения на количество циклов замены воздуха в час. По машиноместам — умножается 150 м3 (норма СНиП) на проектное число автомобилей.
Одним из самых важных параметров, который необходим для разумного проектирования систем вентиляции паркинга, является общее число машин, одновременно передвигающихся вдоль территорий автостоянки. Это число различно, везде для примера расчета, учитывают разные значения:
- На стоянке торгового центра: около 5% от всех автомобилей;
- На стоянке жилого дома: около 3% от всех автомобилей;
- Залы, аэропорты, стадионы: около 20-30% от всех авто.
Все вентиляционные системы имеют главную задачу — максимально снизить уровень содержания угарного газа в помещении. В случае, когда воздухообмен необходим особо повышенной мощности (а мы уже убедились, что именно такой воздухообмен чаще всего и должен быть), в расчет также необходимо брать уровень энергопотребления.
Ведь помимо датчиков и систем безопасности нужно также, чтобы работали моторы вентиляторов; многие из них должны работать на повышенной мощности — это означает, что мощности проводки должны выдерживать максимальные нагрузочные параметры вентиляторов. Все реле напряжения и стабилизаторы не должны выключаться, когда все двигатели вентиляторов одновременно включатся.
Вентиляция подземных автостоянок
Нормы воздухообмена
Вентиляционные системы наземных стоянок автомобилей могут быть классифицированы по типам воздухообменов. Существует три типа систем:
- система механического притока воздуха и вытяжки;
- система механического притока воздуха и естественной вытяжки;
- система естественного притока воздуха и механической вытяжки;
Решение касательно того, какая именно вентиляция будет внедрена в проект, должно быть согласовано с заказчиками и вписано в технические задания непосредственных разработчиков.
Размещать все технические устройства предусмотрено в отдельных вентиляционных камерах, в одном радиусе с обслуживаемым пожарным отсеком.
4.1 В настоящем своде правил рассматриваются стоянки легковых автомобилей и микроавтобусов в соответствии с приложением А и мототранспортных средств (далее – стоянки автомобилей).Размещение стоянок автомобилей на территории городских и сельских поселений, размеры их земельных участков следует предусматривать с учетом требований СП 18.13330, СП 42.13330, СП 43.13330, СП 54.13330, СП 118.13330, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200, настоящего свода правил и нормативных документов по пожарной безопасности.
4.2 Стоянки автомобилей, пристраиваемые к зданиям другого назначения, должны быть отделены от этих зданий противопожарными стенами 1-го типа.
4.3 Стоянки автомобилей, встроенные в здания или сооружения другого назначения, должны иметь степень огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности не менее степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания или сооружения, в которое они встраиваются.Здания других классов функциональной пожарной опасности, в которые встроены стоянки автомобилей, должны быть степеней огнестойкости I и II, классов конструктивной пожарной опасности С0 и С1.
4.4 Стоянки автомобилей (включая механизированные), встроенные в здания другого функционального назначения, должны отделяться противопожарными стенами 1-го типа и перекрытиями 1-го типа или техническим этажом, выделенным противопожарными перекрытиями 2-го типа.(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.5 В здания подкласса функциональной пожарной опасности Ф1.4 стоянки автомобилей владельцев дома разрешается встраивать независимо от степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности зданий. При этом стоянки автомобилей должны отделяться противопожарными преградами с пределом огнестойкости не ниже EI 45.
4.6 В стоянках автомобилей, встроенных или пристроенных к зданиям другого класса или подкласса функциональной пожарной опасности (кроме зданий подкласса Ф1.4), в целях ограничения распространения пожара следует обеспечить расстояние от проемов стоянки автомобилей до низа ближайших оконных и иных проемов здания другого функционального назначения не менее 4 м или противопожарное заполнение указанных проемов либо предусмотреть над проемами стоянки автомобилей глухой козырек из негорючих (НГ) материалов шириною не менее 1 м, перекрывающий ширину проема с каждой стороны не менее чем на 0,5 м.
4.7 Не допускается размещение открытых и закрытых стоянок автомобилей в первом-третьем поясах санитарно-защитных зон водозаборов хозяйственно-питьевого назначения в соответствии с СанПиН 2.1.4.1074, а также в охранных зонах рек и водоемов.
4.8 При условиях достаточной защищенности водоносного горизонта возможно размещение стоянок автомобилей в третьем поясе санитарно-защитной зоны в случае проведения мероприятий по защите водоносных горизонтов от проникновения с поверхности химического и бактериального загрязнений. Подобные случаи требуют обязательного согласования с органами государственного санитарно-эпидемиологического, водного, геолого-гидрологического, экологического надзора.
4.9 Стоянки автомобилей могут размещаться ниже и/или выше уровня земли, состоять из подземной и надземной частей, в том числе с использованием кровли этих зданий, пристраиваться к зданиям другого назначения или встраиваться в здания другого функционального назначения степеней огнестойкости I и II, классов конструктивной пожарной опасности C0 и C1, за исключением зданий подклассов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф4.1.
а также класса Ф5 категорий взрывопожарной и пожарной опасности А и Б.Подземные стоянки автомобилей допускается размещать также на незастроенной территории (под проездами, улицами, площадями, скверами, газонами и др.).В здания подкласса функциональной пожарной опасности Ф1.3 допускается встраивать стоянки автомобилей только закрытого типа.
4.10 Стоянки легковых автомобилей, встроенные в здания подкласса функциональной пожарной опасности Ф1.3, должны быть только с постоянно закрепленными местами для индивидуальных владельцев.Размещать стоянки автомобилей непосредственно под встроенными в другие здания помещениями подклассов функциональной пожарной опасности Ф1.1 и Ф4.1 не допускается.
4.11 Стоянки автомобилей закрытого типа для автомобилей с двигателями, работающими на сжатом природном газе и сжиженном нефтяном газе, а также на комбинации газового и жидкого моторного топлива, встраивать в здания иного назначения и пристраивать к ним, а также располагать ниже уровня земли не допускается.
4.12 Расстояния от стоянок автомобилей до других зданий и сооружений следует принимать в соответствии с таблицей 7.1.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 и с нормативными документами по пожарной безопасности.
При размещении подземных, полуподземных стоянок автомобилей в жилых и общественных зданиях, а также для обвалованных стоянок автомобилей расстояние от въезда-выезда до жилого или общественного здания не регламентируют.
4.13 Для подземных, полуподземных и обвалованных стоянок автомобилей регламентируют расстояние от въезда-выезда и вентиляционных шахт до территории школ, дошкольных образовательных организаций, лечебно-профилактических учреждений, жилых домов, площадок отдыха и другого назначения, и оно должно составлять не менее 15 м.(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.14 Для автомобилей маломобильных групп населения (МГН) следует предусматривать машино-места согласно СП 59.13330.
4.15 Размеры земельных участков для размещения стоянок автомобилей следует определять по СП 42.13330.
4.16 В подвальных и цокольных этажах вновь строящихся жилых домов устройство встроенных и встроенно-пристроенных стоянок автомобилей следует выполнять с соблюдением условий СанПиН 2.1.2.2645.
4.17 Въезды-выезды со стоянок автомобилей должны быть обеспечены хорошим обзором и расположены так, чтобы все маневры автомобилей осуществлялись без создания помех пешеходам и движению транспорта на прилегающей территории.Наименьшие расстояния до жилых и общественных зданий обосновываются расчетами загрязнения атмосферного воздуха и акустическими расчетами.
4.18 Противопожарные расстояния от наземных и наземно-подземных стоянок автомобилей до жилых и общественных зданий следует принимать в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
4.19 Подъезды и проезды для пожарных автомобилей следует принимать в соответствии с требованиями [3] и нормативных документов по пожарной безопасности (раздел 8 СП 4.13130.2009).(Введен дополнительно, Изм. N 1).
Приложение А*
– общий поэтажный план автостоянки;
– схему расположения парковочных мест и маршруты движения
транспорта;
– расположение рампы, пандусов, оконных проемов, шахт
лифтов, пилонов;
– местоположение аварийных выходов;
– проектное количество парковочных мест SP, шт.;
– проектное количество парковочных мест для электромобилей nэм, шт.;
– максимальную частоту трафика f,
1/ч, вычисляемую по формуле
где Nм
– количество автомобилей, паркующихся в течении 1 ч, шт.;
Изм. № 1)
f=0,6 1/ч – для автостоянок
жилых зданий;
f=от 0,8 до 1,5 1/ч – для автостоянок
торговых и бизнес-центров и других объектов с высокой посещаемостью, при
отсутствии данных принимают f=1,0 1/ч.
5.4.3 Необходимы наличие и план расположения спринклерной
системы пожаротушения при проектировании системы струйной вентиляции.
площадь автостоянки Аст.
5.4 Исходные данные, выбираемые на основе
объемно-планировочных решений автостоянки
5.1.1 Вместимость стоянок автомобилей рассчитывается в соответствии с габаритами машино-мест и размерами проездов, приведенными в приложении А.
5.1.2 При подсчете надземных этажей не учитывается открытая стоянка автомобилей на эксплуатируемой кровле без установки навеса. При устройстве навеса она включается в число надземных этажей и требует устройства закольцованных сухотрубов в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
а) с участием водителей – по пандусам, рампам или с использованием грузовых лифтов;
б) без участия водителей – механизированными устройствами;
в) с участием водителей и с помощью механизированных устройств.
5.1.4 Параметры мест для хранения автомобилей, пандусов, рамп и проездов на стоянке автомобилей, расстояния между автомобилями на местах хранения, а также между автомобилями и конструкциями здания устанавливаются проектом в зависимости от типа (класса) автомобилей, способа хранения, габаритов автомобилей, их маневренности и расстановки в соответствии с приложением А.
Хранение мототранспорта допускается предусматривать в местах, не пригодных для размещения автомобилей (недостаточная высота, наличие выступающих конструкций или элементов инженерных систем, неудобный въезд и т.п.) с учетом габаритов мототранспорта, приведенных в приложении А. Парковочные места для мототранспорта следует обозначать специальными знаками.
Допускается размещение мест для хранения велосипедов, мопедов на участках высотой не менее 1,6 м, в том числе под рампами, в габаритах, приведенных в приложении А.
При габаритах мототранспортных средств, превышающих приведенные в приложении А (например, мотоцикл с коляской), места их хранения должны соответствовать требованиям к местам хранения автомобилей.(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.1.5 Габариты машино-места для инвалидов, пользующихся креслами-колясками, следует принимать (с учетом минимально допустимых зазоров безопасности) 6,03,6 м.
5.1.6 Категории помещений и зданий, используемых для хранения автомобилей, по взрывопожарной и пожарной опасности следует определять в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.
5.1.7 Степень огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности, допустимое число этажей и площадь этажа в пределах пожарного отсека подземных закрытых и открытых наземных стоянок автомобилей следует принимать в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
5.1.8 В стоянках автомобилей допускается предусматривать служебные помещения для обслуживающего персонала и сетей инженерно-технического обеспечения. В них размещаются охрана, контрольные и кассовые пункты, пассажирские лифты, санитарные узлы (в т.ч. приспособленные для МГН), помещения мойки. Их состав и размеры площадей определяются проектом в соответствии с заданием на проектирование.Размещение торговых помещений (лотков, киосков, ларьков и т.п.) непосредственно в помещениях стоянок автомобилей не допускается.
5.1.9 Указанные в 5.1.8 помещения производственного, складского и технического назначения (включая сети инженерно-технического обеспечения), за исключением помещений категорий по взрывопожарной и пожарной опасности В4 и Д, выделяются в зданиях степеней огнестойкости I, II и III – противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа, в зданиях степени огнестойкости IV – перегородками 2-го типа и перекрытиями 4-го типа.
При устройстве в стоянках автомобилей мест разгрузки автомобилей допускается их предусматривать в отдельных помещениях, изолированных от помещений стоянки автомобилей противопожарными перегородками с пределом огнестойкости EI 45; въезд в указанные помещения при количестве мест разгрузки не более двух допускается осуществлять через помещения стоянки автомобилей.
5.1.10 На стоянках автомобилей с 50 и более машино-мест постоянного и временного хранения автомобилей при основном въезде-выезде должен быть предусмотрен контрольно-пропускной пункт (помещения для уборочной техники, обслуживающего персонала, туалета и т.п.), оборудована площадка для размещения первичных средств пожаротушения, средств индивидуальной защиты и пожарного инструмента [7].(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.1.11 В помещениях хранения легковых автомобилей индивидуальных владельцев манежного типа для выделения постоянно закрепленных машино-мест допускается применение ограждения (в виде сетки) из негорючих (НГ) материалов.
5.1.12 Помещения стоянки автомобилей допускается предусматривать без естественного освещения. Помещения с постоянным пребыванием людей допускается предусматривать с недостаточным по биологическому действию естественным освещением.
5.1.13 При проектировании стоянок автомобилей, возводимых в районах сейсмичностью 7, 8 и 9 баллов, необходимо соблюдать требования раздела 9 СП 14.13330.2014.
5.1.14 Стоянки автомобилей с двигателями, работающими на сжатом природном газе и сжиженном нефтяном газе, следует предусматривать в отдельно стоящих зданиях и сооружениях степеней огнестойкости I, II, III и IV, класса конструктивной пожарной опасности C0, в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
В отдельно стоящих стоянках автомобилей, работающих на бензине или дизельном топливе, помещения для хранения легковых газобаллонных автомобилей следует размещать на верхних наземных этажах, а также в боксах, имеющих непосредственный выезд наружу из каждого бокса. Расположение помещений для хранения газобаллонных автомобилей на этажах стоянок автомобилей открытого типа, а также в механизированных стоянках автомобилей (при условии обеспечения проветривания ярусов хранения) не нормируется.
5.1.15 Не допускается предусматривать стоянки для размещения газобаллонных автомобилей:- в цокольном и подземных этажах стоянок автомобилей;- в наземных стоянках автомобилей закрытого типа, размещаемых в зданиях иного назначения;- в наземных стоянках автомобилей закрытого типа с неизолированными рампами;- при хранении автомобилей в боксах, не имеющих непосредственного выезда наружу из каждого бокса.
5.1.16 Взаимосвязь в пределах этажа помещений стоянок автомобилей с помещениями другого назначения (не входящими в комплекс стоянки автомобилей) допускается через тамбур-шлюзы с перегородками пределом огнестойкости EI 45 и перекрытиями пределом огнестойкости REI 45, с заполнением проемов дверями с пределом огнестойкости EI 30 и подпором воздуха при пожаре.
В зданиях подкласса функциональной пожарной опасности Ф1.3 сообщение между стоянкой автомобилей и жилой частью в пределах этажа не допускается.Сообщение между смежными пожарными отсеками для хранения автомобилей следует предусматривать через проемы с заполнением воротами (дверями) с пределом огнестойкости не менее EI 60, оборудованными автоматическими устройствами закрывания их при пожаре.(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.1.17 В соответствии с СП 59.13330 стоянки автомобилей должны быть доступными для МГН. Парковочные места для МГН следует предусматривать на первом наземном этаже наземных стоянок автомобилей и не ниже первого (верхнего) подземного этажа подземных стоянок автомобилей.
5.1.18 Наземные стоянки автомобилей могут быть высотой не более девяти этажей (ярусов), подземные – не более пяти этажей (ярусов).При определении числа этажей в здании цокольный этаж следует считать наземным этажом здания.
5.1.19 Многоэтажные стоянки автомобилей высотой более 10 м должны иметь не менее двух выходов на кровлю (покрытие) зданий для каждого пожарного отсека.
5.1.20 Высота помещений (расстояние от пола до низа выступающих строительных конструкций или инженерных коммуникаций и подвесного оборудования) хранения автомобилей и высота над рампами и проездами должна быть на 0,2 м больше высоты наиболее высокого автомобиля, но не менее 2 м. При этом классы размещаемых автомобилей указывают в задании на проектирование. Высота проходов на путях эвакуации людей должна быть не менее 2 м.
5.1.21 С каждого этажа пожарного отсека стоянок автомобилей (кроме механизированных стоянок автомобилей) должно быть предусмотрено не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов непосредственно наружу, в лестничные клетки или на лестницу 3-го типа.Один из эвакуационных выходов допускается предусматривать на рампу, изолированную в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности и выполненную с устройством тротуара шириной не менее 0,8 м и колесоотбойников.
Смежный пожарный отсек, в который предусматривается один из эвакуационных выходов, должен быть обеспечен двумя эвакуационными выходами непосредственно наружу, в лестничные клетки или на лестницу 3-го типа.Из каждого пожарного отсека на этаже следует предусматривать не менее двух въездов-выездов непосредственно наружу, на рампу, пандус, площадку перед рампой. Один из указанных выездов (въездов) допускается предусматривать через смежный пожарный отсек.(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.1.22 Расстояние от наиболее удаленного места хранения до ближайшего эвакуационного выхода в подземных и наземных стоянках автомобилей следует принимать: при размещении машино-места между эвакуационными выходами 40 и 60 м соответственно, в тупиковой части помещения 20 и 25 м соответственно.(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.1.23 В многоэтажных зданиях стоянок автомобилей поперечные и продольные уклоны полов каждого этажа, расположение трапов и лотков должны предусматриваться так, чтобы исключалось попадание жидкостей на рампу и этажи, расположенные ниже.
5.1.24 Уклон наклонных междуэтажных перекрытий должен быть не более 6%.
5.1.25 В зданиях многоэтажных стоянок автомобилей лифты должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 53296.В стоянках автомобилей с хранением до 50 машино-мест допускается установка одного грузового лифта, до 100 машино-мест – не менее двух грузовых лифтов, свыше 100 машино-мест – по расчету.Двери шахты и кабины лифта следует предусматривать не менее 2650 мм по ширине и не менее 2000 мм по высоте, внутренние размеры кабины – согласно ГОСТ Р 53771.
6 Инженерное оборудование и сети инженерно-технического обеспечения
6.1.1 Сети инженерно-технического обеспечения стоянок автомобилей и их инженерное оборудование следует предусматривать с учетом требований СП 30.13330, СП 32.13330, СП 60.13330, СП 104.13330 и нормативных документов по пожарной безопасности, кроме случаев, специально оговоренных в настоящем своде правил.
6.1.2 В многоэтажных зданиях стоянок автомобилей участки инженерных коммуникаций (водопровод, канализация, теплоснабжение), проходящие через перекрытия, должны выполняться из металлических труб, кроме тонкостенных.Допускается применение труб из полимерных материалов для систем внутренней канализации и водостоков при соблюдении требований СП 30.13330.
Допускается в стоянках, кроме встроенных в здания другого функционального назначения, открытая прокладка труб из полимерных материалов для систем внутренней канализации и водостоков при условии использования противопожарных муфт, перекрывающих при пожаре места прохода стояков через перекрытия и обеспечивающих предел огнестойкости узла пересечения не менее предела огнестойкости перекрытия и их прокладки с учетом пункта 8.3.11 СП 30.13330.2012.(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.1.3 В местах прохождения кабельных линий и электропроводок инженерных систем, в том числе противопожарной защиты, через строительные конструкции с нормируемым пределом огнестойкости должны быть предусмотрены кабельные проходки с пределом огнестойкости не ниже пределов огнестойкости таких конструкций. Оболочка электрокабелей, применяемых в стоянках автомобилей, должна соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.
6.1.4 Сети инженерно-технического обеспечения стоянок автомобилей должны быть автономными от инженерных сетей других пожарных отсеков.При транзитной прокладке через помещения стоянки автомобилей инженерных коммуникаций, принадлежащих зданию, в которое встроена (пристроена) стоянка автомобилей, указанные сети (кроме водопровода, канализации, теплоснабжения, выполненных из металлических труб) должны быть изолированы строительными конструкциями с пределом огнестойкости не ниже EI 150.(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.2.1 Число струй и минимальный расход воды на одну струю на внутреннее пожаротушение отапливаемых стоянок автомобилей закрытого типа следует принимать:- 2 струи по 2,5 л/с – при объеме пожарного отсека от 0,5 до 5000 м;- 2 струи по 5 л/с – при объеме пожарного отсека свыше 5000 м.Допускается не предусматривать внутренний противопожарный водопровод в одно- и двухэтажных стоянках автомобилей боксового типа с непосредственным выездом наружу из каждого бокса.
6.2.2 В неотапливаемых стоянках автомобилей системы внутреннего противопожарного водоснабжения выполняют в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.В одно- и двухэтажных стоянках автомобилей боксового типа с непосредственным выездом наружу из каждого бокса внутренний противопожарный водопровод допускается не предусматривать.
6.2.3 Сети инженерно-технического обеспечения и сети, обеспечивающие пожарную безопасность стоянок автомобилей вместимостью более 50 машино-мест, встроенных (пристроенных) в здания другого назначения, должны быть автономными от инженерных систем этих зданий. При вместимости 50 и менее машино-мест разделение указанных систем не требуется, кроме системы вентиляции (в том числе противодымной). Допускается объединять насосы в группы с учетом объема максимального расхода воды при тушении пожара.
6.2.4 В подземных стоянках автомобилей с двумя этажами и более внутренний противопожарный водопровод и автоматические установки пожаротушения должны быть оснащены выведенными наружу патрубками с соединительными головками, оборудованными вентилями и обратными клапанами, для подключения передвижной пожарной техники.
6.2.5 Расчетный расход воды на наружное пожаротушение зданий для всех типов стоянок автомобилей – в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.
6.2.6 На питающей сети между пожарными насосами и сетью противопожарного водопровода следует устанавливать обратные клапаны.
6.2.7 При хранении автомобилей на стоянках в два яруса или более размещение оросительных установок автоматического водяного пожаротушения должно обеспечивать орошение автомобилей на каждом уровне хранения.
6.3.1 В отапливаемых стоянках автомобилей расчетную температуру воздуха в помещениях для хранения автомобилей следует принимать не менее 5°С, в постах мойки, в электрощитовой, насосной пожаротушения, узле ввода водопровода – 5°С.
6.3.2 В неотапливаемых стоянках автомобилей следует предусматривать отопление только вспомогательных помещений, указанных в 5.1.8.Для хранения автомобилей, которые должны быть всегда готовыми к выезду (пожарные, медицинской помощи, аварийных служб и т.п.), необходимо предусматривать отапливаемые помещения.
6.3.3 Отопление следует предусматривать для зоны хранения и рамп в закрытых отапливаемых стоянках автомобилей. Помещения постов мойки, контрольно-пропускных пунктов, диспетчерских, а также электрощитовой, насосной пожаротушения, узла ввода водопровода должны быть отапливаемыми как в теплых, так и в неотапливаемых закрытых и открытых стоянках автомобилей.
6.3.4 Въездные и выездные наружные ворота следует оборудовать воздушно-тепловыми завесами в отапливаемых стоянках автомобилей при размещении в зоне хранения 50 и более автомобилей.
6.3.5 В стоянках автомобилей закрытого типа в помещениях для хранения автомобилей следует предусматривать приточно-вытяжную вентиляцию для разбавления и удаления вредных газовыделений по расчету ассимиляции, обеспечивая требования ГОСТ 12.1.005.В неотапливаемых наземных стоянках автомобилей закрытого типа приточную вентиляцию с механическим побуждением следует предусматривать только для зон, удаленных от проемов в наружных ограждениях более чем на 20 м.
6.3.6 В стоянках автомобилей закрытого типа следует предусматривать установку приборов для измерения концентрации СО и соответствующих сигнальных приборов по контролю СО в помещении с круглосуточным дежурством персонала.
6.3.7 В вытяжных воздуховодах в местах пересечения ими противопожарных преград должны быть установлены противопожарные клапаны.Транзитные воздуховоды за пределами обслуживаемого этажа или помещения, выделенного противопожарными преградами, следует предусматривать в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
6.3.8 В закрытых наземных и подземных стоянках автомобилей следует предусматривать системы противодымной вентиляции для удаления продуктов горения с этажа пожара из помещений хранения автомобилей и из изолированных рамп в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
6.3.9 Удаление дыма необходимо предусматривать через вытяжные шахты с механическим побуждением тяги. В наземных стоянках автомобилей до двух этажей и одноэтажных подземных стоянках автомобилей разрешается предусматривать естественное дымоудаление. В этих случаях необходимо устройство вытяжных дымовых шахт с естественной вытяжкой через проемы, оборудованные механизированным приводом для открывания фрамуг.
На стоянках автомобилей, встроенных в здания другого назначения, удаление дыма через открываемые проемы не допускается.Требуемые расходы дымоудаления, число шахт, дымовых клапанов и площадь открывающихся фрамуг определяются расчетом.В закрытых наземных и подземных стоянках автомобилей при удалении продуктов горения непосредственно из помещений следует разделять их на дымовые зоны площадью не более 3000 м с учетом возникновения пожара в одной из зон.
а) при двух подземных этажах и более;
б) если лестничные клетки и лифты связывают подземную и наземную части стоянки автомобилей;
в) если лестничные клетки и лифты связывают стоянку автомобилей с наземными этажами здания другого назначения.
6.3.11 При пожаре должно быть предусмотрено отключение общеобменной вентиляции.Порядок (последовательность) включения систем противодымной защиты должен предусматривать опережение запуска вытяжной вентиляции (раньше приточной).
6.3.12 Управление системами противодымной защиты должно осуществляться от пожарной сигнализации (или автоматической установки пожаротушения), дистанционно – с центрального пульта управления противопожарными системами, а также от кнопок или механических устройств ручного пуска, устанавливаемых при въезде на этаж стоянки автомобилей, на лестничных площадках на этажах (в шкафах пожарных кранов).
6.3.13 Элементы систем противодымной защиты (вентиляторы, шахты, воздуховоды, клапаны, дымоприемные устройства и др.) следует предусматривать в соответствии с СП 60.13330 и нормативными документами по пожарной безопасности.В системах вытяжной противодымной вентиляции сопротивление противопожарных (в том числе дымовых) клапанов дымо- и газопроницанию должно быть не менее 1,6·10 м/кг в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
6.3.14 При определении основных параметров приточно-вытяжной противодымной вентиляции необходимо учитывать следующие исходные данные:- возникновение пожара (горение одного автомобиля или двух или более автомобилей – при двух- и более уровневой механизированной стоянке автомобилей) в наземной стоянке на нижнем типовом этаже, а в подземной – на верхнем или нижнем типовых этажах;
– геометрические характеристики типового этажа (яруса) – эксплуатируемая площадь проемов, площадь ограждающих конструкций;- удельная пожарная нагрузка;- положение проемов эвакуационных выходов (открыты с этажа пожара до наружных выходов);- параметры наружного воздуха.(Измененная редакция, Изм. N 1).
Библиография
[1] Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений”[2] Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”[3] Федеральный закон от 22 июля 2008 г.
N 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”[4] Рекомендации по проектированию озеленения и благоустройства крыш жилых и общественных зданий и других искусственных оснований[5] ПУЭ Правила устройства электроустановок (7-е изд.)[6] Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июля 2017 г.
[7] Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 “О противопожарном режиме”
Библиография. (Измененная редакция, Изм. N 1).
УДК [69 725.011] (083.74) | ОКС 91.090 | |
Ключевые слова: стоянки автомобилей, рампа, стоянка автомобилей открытого типа, стоянка автомобилей закрытого типа, обвалованная стоянка автомобилей, посадочный этаж, хранение автомобилей боксового типа, хранение автомобилей манежного типа, полумеханизированные стоянки автомобилей, электромобиль |
(Измененная редакция, Изм. N 1).
Редакция документа с учетомизменений и дополнений подготовленаАО “Кодекс”