Кто отвечает за прорыв батареи в квартире

Кто виноват в затоплении

Жизнь в многоквартирном доме как жизнь на пороховой бочке: неизвестно, когда рванет. Особенно, если учитывать, что не все в пределах родных метров зависит от собственника. За что-то ответственность несет домоуправление. Часто вопрос касается системы отопления. Кто должен за ней следить? Кто возмещает ущерб, если прорвало трубу отопления, и залило соседей? Кто виноват в данной ситуации?

​Прорвать батарею отопления может в любое время: и в сезон отопления квартир, и летом, когда необходимости в этом нет. Зимой необходимо быть осторожными во время такой аварии, ведь температура воды в батареях очень высока (выше 55ºС).

Потому существует риск получить серьезные ожоги (именно с этой целью не рекомендуется ставить кровати, особенно детские, в непосредственной близи систем отопления).

Летом, когда отопление отключено, коммунальщики готовят систему к зимнему периоду ее «работы», проводят профилактику, прогоняя воду по системе под сильным давлением.

Наиболее часто к прорыву батарей отопления приводят:

  • плохое состояние самих труб из-за их давней эксплуатации, неправильной установки, ошибок в эксплуатации;
  • их повреждение под сильным давлением во время летней профилактики.

Важно быстро понять причину аварии, именно от нее и будет зависеть дальнейшее поведение того, в чьей квартире произошел разрыв.

При разрыве батареи отопления в сезон необходимо действовать следующим образом:

  1. Выявить место разрыва (в своей квартире или соседской).
  2. Сообщить о случившемся в домоуправление (днем), аварийную службу (можно даже ночью), непосредственно в управляющую компанию. Для этого номера служб должны быть всегда в доступном месте, чаще перечень всех служб на разные виды аварий висит в подъездах.

    Лучше заранее, в первое время после приобретения квартиры, зафиксировать эти «пожарные» номера и держать их под рукой, чтобы в час икс не терять время на их поиск.

  3. Не пытаться самостоятельно остановить протечку. По отопительным трубам течет горячая вода, попытка остановить течь чревата получением ожогов. Такие действия необходимо доверить специалистам.

    Потому не стоит препятствовать их работе.

  4. Факт аварии стоит зафиксировать фото- и видеосъемкой.
  5. После устранения аварии необходимо как можно быстрее зафиксировать последовавший за ней вред имуществу. Чем раньше будет проведено комиссионное обследование, тем достовернее будут ее результаты. По итогам осмотра выдается акт.
  6. Для достоверности, при сомнениях в отношении акта комиссии, можно организовать независимую оценку ущерба (услуга платная).
  7. Искать виновных.

Кто отвечает за прорыв батареи в квартире

Для проверки батарей в летний период, когда система пуста, в ней нет воды, проводят профилактику разрыва труб. Для этого под высоким давлением по трубам подается холодная вода. Если батарея имеет повреждение или давление было подано слишком высокое, труба может лопнуть. Сообщить об этом следует немедленно в домоуправление/аварийную службу для остановки процедуры.

Во избежание такого «сюрприза» о профилактике отопительной системы УК сообщает заранее и просит по возможности в конкретный период времени находиться в квартире. Своевременное нахождение неполадки и замена трубы или ее ремонт позволит избежать прорыва во время отопительного сезона, когда его сила более разрушительная. Ремонт в этом случае проводит УК за свой счет.

Самый животрепещущий вопрос во время прорыва отопительной трубы – кто виноват и с кого взыскивать ущерб.

Предлагаем ознакомиться  Приточный клапан или как сделать приток свежего воздуха

ЖК РФ обязывает владельца квартиры содержать ее в надлежащем виде, общее имущество в доме, включая проведение ремонтных работ.

В квартире система отопления состоит из труб:

  • стояка;
  • обратки (подающих труб);
  • соединений;
  • самих батарей.

При этом за состоянием коммуникаций следит сама УК. Ею проводятся регулярные проверки (в среднем два раза в год, не чаще раза в квартал). В конце ее выдается хозяину квартиры акт с результатами проверочного мероприятия.

При проведении таких проверок сотруднику необходим доступ в квартиру к системам отопления, водоснабжения. Проход в квартиру возможен только с согласия ее собственника.

Владелец, не пропустивший специалиста для проверки, в случае аварии должен быть готов к тому, что такое поведение не играет на его стороне.

Найденная во время профилактической проверки неполадка подлежит скорейшему устранению. Платит за это УК.

При разрыве  отопительных труб или батарей в квартире первым встает вопрос о том, была ли их замена ранее. Если трубы со времен сдачи дома в эксплуатацию используются, то за их прорыв полностью отвечает УК.

Самовольная замена системы отопления в квартире без приглашения для этого специалиста домоуправления (официального приглашения через заявку) ставит владельца квартиры сразу в статус виновника аварии.

Чтобы этого не произошло, при любой замене труб (не только отопления, это касается любых коммуникаций) следует обратиться в домоуправление или УК с заявкой. Заявка должна быть зарегистрирована. Назначена дата ремонта. По итогам его выдается акт приемки работы, подписанный специалистом и собственником квартиры.

Если при таких условиях из-за ненадлежащей установки приборов отопления произойдет их разрыв, ответственность ляжет на УК.

За протечки вне пределов квартиры ответственность ложиться полностью на УК.

Предоставление квартиры в найм (аренда или социальный) не означает автоматического снятия вины с пользователя.

Закон для съемного жилья предусматривает, что текущий ремонт в нем осуществляет пользователь. При этом важно понимать, что замена труб (инженерных систем) в текущий ремонт не включается. Она проводится в рамках капитального ремонта.

Обязанность его проведения лежит на собственнике, коим может являться частное лицо или организация, сдающая квартиры в аренду, либо публичное образование (Россия, регион, муниципалитет, от имени которого действуют соответствующие органы), предоставляющее квартиру по соцнайму.

Кто отвечает за прорыв батареи в квартире

Проведение ремонта орган власти поручает соответствующей УК непосредственно или решение этого вопроса передает в домоуправление (по договору с выделением финансирования).

Так, после фиксирования результатов «потопа» в первую очередь обращаться стоит к собственнику, предоставившему квартиру (он указан в договоре либо в ордере).

Жилец квартиры, пользующийся ею по договору, будет нести ответственность за прорыв батареи, если будет доказаны его умышленные действия по порче системы. Пределы ответственности будут касаться не только возмещения соседского вреда, но и вреда владельцу квартиры. Потому, пользуясь чужим помещением, стоит аккуратно относиться к имуществу, находящемуся в ней.

Если квартира была предоставлена кооперативом с условием внесения регулярных платежей для ее выкупа, то обязанности на жильце как на собственнике появятся только с момента уплаты последнего взноса, когда жилплощадь полностью станет собственной. До этого момента следить за отопительной системой должен кооператив.

Чаще ситуация осложнена самими жильцами, которые предпринимают многие действия самостоятельно (особенно, по ремонту), без разрешений, без квалификации на проведение каких-либо работ.

Потому вопрос вины порой решается уже на высшем, судебном, уровне, где представление интересов лучше доверить профессионалам.

Мы уже рассматривали как не допустить негативные последствия и компенсировать ущерб, когда Вас затопили соседи сверху.

Кто отвечает за прорыв батареи в квартире

Рассмотрим теперь обратную ситуацию: Вы возвращаетесь домой, а дома потоп — прорвало батарею в квартире. Что делать в подобной ситуации, куда звонить и как найти виновных, чтобы не стать «должником» соседей снизу и не оплачивать им новый ремонт в квартире. Рассмотрим здесь такую ситуацию более подробно.

Предлагаем ознакомиться  Побежала батарея отопления что делать

Для начала, разберемся что такое батарея системы отопления в жилом доме, и кто отвечает за ее исправность и работоспособность.

Согласно правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме (МКД), утвержденным постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006г. к общедомовому имуществу относятся внутридомовая система отопления.

Надлежащая эксплуатация общедомового имущества обеспечивается организациями в зависимости от варианта управления жилым домом. Жилищный кодекс регламентирует следующие способы управления МКД:

  • Собственниками помещений в МКД, путем заключения договора на:
    • управление домом с управляющей компанией;
    • содержание и ремонт дома с соответствующими организациями (непосредственное управление).
  • Товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом.

Таким образом, ответственность за исправность радиаторов отопления несет обслуживающая организация, с которой заключен договор на содержание (управление) жилого дома.

В случае обнаружения даже незначительных подтеков с труб отопления или радиаторов, необходимо срочно обратиться в обслуживающую организацию или подать заявку на устранение неисправности в диспетчерскую службу. Даже мелкая неисправность может привести к затоплению не только своего имущества, но и имущества соседей снизу. А это чревато затратами на ремонт их квартиры.

Самостоятельно устранить течь радиатора невозможно, так как для этого требуется отключение и слив целого стояка. Не стоит также пытаться устранить неисправность крана Маевского (такие, как правило, устанавливаются в помещениях верхнего этажа для стравливания воздуха из системы отопления) без представителя специализированной организации.

Порыв батареи может произойти как в летний (не отопительный) период, так и зимой. После окончания отопительного сезона во всех системах теплоснабжения проводятся испытания на прочность и плотность. Испытания трубопроводов проводятся путем создания давления на 1,25 больше рабочего, но не менее 0,2 МПа.

В зимний период порыв радиатора может быть связан с гидравлическим ударом.

Что делать в первую очередь?

Если прорвало батарею отопления, то первое, что нужно сделать: перекрыть воду и постараться убрать воду, которая уже налилась в комнату. Разбираться в том, что произошло и куда звонить, нужно будет позже.

Поэтапный план действий:

  1. Подставьте под струю кипятка любую объемную емкость. Лучше пластиковую, так как если использовать металлическую, она просто разогреется до 80-95% градусов, что сделает невозможным нормальный перенос емкости (для слива набранной воды). Рекомендуем использовать пластиковый таз или ванну для детей.
  2. После установки емкости обязательно оставьте кого-то дежурить, чтобы он смог постоянно выносить слившуюся воду. В идеале использовать две емкости, применяя их попеременно (пока из одной сливаем – в другую набирается).
  3. Пока все заняты сбором и сливом кипятка кто-то должен сбегать в подвал и перекрыть центральный вентиль системы обогрева. Сделать это нужно как можно быстрее, пока вы не затопили соседей по стояку.
  4. После перекрытия центрального вентиля нужно вызвать аварийную бригаду сантехников или коммунальщиков.

Последствием прорыва может стать затопление соседей и если вина лежит на вас, суд взыщет огромную сумму денег

Иначе обстоят дела, если вам помочь некому. Тогда после подставки емкости под струю горячей воды из прорвавшейся батареи нужно сразу вызывать аварийную службу. Затем попросите соседей перекрыть вентиль в подвале дома.

Предлагаем ознакомиться  Как устранить течь чугунной батареи между секциями

Куда звонить?

Кто отвечает за прорыв батареи в квартире

Если вы обнаружили даже небольшие подтеки с труб отопительной системы или радиатора – в срочном порядке обратитесь в обслуживающую компанию.

Самостоятельно ликвидировать течь радиатора нельзя – для этого нужно его отключать и произвести слив всего стояка. При неисправности крана Маевского тоже не занимайтесь самодеятельностью – вам нужно обращаться в обслуживающую компанию.

План действий при прорыве батареи в индивидуальной системе отопления такой:

  • не пытайтесь собирать воду в пластиковые емкости или закрыть центральный вентиль – нужно перекрыть циркуляционный насос, чтобы вода не продолжала идти под напором;
  • подставьте емкость под прорыв, чтобы собрать остатки воды;
  • обязательно перекройте вентиль на котел и закройте центральный вентиль, подключенный к подающей или отводящей трубе;
  • набросайте тряпок на пол, чтобы собрать растекшуюся воду.

Из-за чего чаще всего возникают прорывы?

Причин для прорыва трубы не так много, как может показаться. Но разобраться в точной причине нужно, как минимум для того, чтобы найти виновника и предотвратить повторение аварии.

Возможные причины:

  1. Неудовлетворительное состояние коммуникаций (старые трубы, батареи, арматура).
  2. Поломка арматуры.
  3. Неправильно выполненный ремонт арматуры или труб.
  4. Гидравлический удар из-за резкого подъема давления.

Учитывайте и время года, в которое произошел прорыв. Во время отопительного сезона для поиска причины привлекают комиссионные проверки и экспертизы. Вне отопительного сезона причина только одна – прорыв происходит из-за гидравлических испытаний (виноваты обычно либо управляющая компания, либо тепловой пункт).

Кто виноват в аварии?

Кто отвечает за прорыв батареи в квартире

Если в вашей квартире произошел прорыв отопления, управляющая компания может попытаться привлечь вас к ответственности. Ведь ей придется оплачивать счета всех пострадавших лиц, а это могут быть жильцы нескольких этажей. Естественно, компания возмещать такой ущерб не захочет.

Поэтому нужно подготовить опровержение. Рекомендуется записывать видео или хотя бы делать фото места аварии. Фото и видео надо начать делать как можно раньше, и снимать все детали: место прорыва, последствия (количество воды, поврежденную мебель и отделку) у вас и у соседей.

В обязательном порядке представители ТСЖ выпишут акт о произошедшей аварии. Его тоже нужно сохранить и обязательно проверить, чтобы информация в нем была записана правильно.

Как показывает судебная практика, чем больше мелких доказательств – тем больше шансов что суд (если до него дойдет) станет на вашу сторону.

После локализации аварии начинается «разбор полетов» и поиски виноватых. Не всегда за аварию будет отвечать управляющая компания: в этом может быть виноват владелец квартиры.

Не нужно пытаться что-то починить самостоятельно, ваша задача — собирать в емкость воду, предотвращая ее попадание на пол, и дожидаться специалистов

Если вы не выполняли замену отопительных труб или батарей самостоятельно – вина ложится на ТСЖ.

Если вы самостоятельно что-то делали с системой отопления без участия ТСЖ (к примеру: меняли батарею или кран), и прорыв произошел по месту работ, то с большой вероятностью обвинят именно вас.

Удивительно, но факт: если вы что-то делали с системой отопления без участия ТСЖ, но авария произошла совсем по другим причинам (не по вашей вине) – вы все равно моете оказаться виноваты.

Владелец квартиры виноват, если:

  • до аварии он проводил какие-либо (даже незначительные) работы с системой отопления;
  • он повредил трубы отопления или батарею (к примеру: во время ремонта, или на трубу упал тяжелый шкаф).
Супер отопление
Adblock detector