Спуск воздуха из отопления в замкнутой системе

Профилактические мероприятия

Безусловно, знать, как правильно стравливать воздух из батареи, необходимо. Но гораздо лучше, чтобы завоздушивание системы происходило как можно реже. Для предупреждения возникновения данной проблемы, нужно установить воздухоотводчик.

Воздухосборники для отопительных систем бывают двух видов:

  • ручными – кран Маевского;
  • поплавковыми – автоматическими.

Каждое из этих устройств можно устанавливать в любом месте, где имеется опасность возникновения воздушной пробки. У крана Маевского традиционная конфигурация, а автовоздушники могут быть в угловом или прямом исполнении.

Чтобы не решать поспешно проблему, как выпустить воздух из радиатора и развоздушить систему теплоснабжения, надо обязательно смонтировать на каждом радиаторе воздухоотводчик.

Устройство ручного типа позволяет легко ликвидировать воздушную пробку, обычно его размещают с торцевой стороны батареи. Для этого нужно иметь в распоряжении специальный ключ. Производительность у ручного воздухоотводчика небольшая и поэтому его используют для отопительных систем, эксплуатируемых в домашних условиях.

Воздухоотводчики второго типа функционируют в автоматическом режиме. При их применении ничего не требуется откручивать или открывать, поскольку устройство все делает самостоятельно. Устанавливать его следует строго в вертикальном или горизонтальном положении.

Но у автоматического клапана, предназначенного для спуска из отопительной системы лишнего воздуха, имеется недостаток – он обладает высокой чувствительностью к различным загрязнениям. Поэтому его качественную работу может обеспечить дополнительно установленный фильтр, который защитит устройство от них.

Если в теплоснабжающей конструкции собрался воздух, непременно следует определить причину появления данной проблемы, особенно, если раньше подобных ситуаций не было. Главное при этом, не только устранить воздушную пробку, но и принять все необходимые меры, чтобы она вновь не появилась.

К числу наиболее эффективных и доступных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение завоздушивания сети, относится:

  • соблюдение правил монтажа всех элементов конструкции и комплектующих;
  • установка специальных устройств, отводящих воздух в ручном или автоматическом режиме;
  • регулярная ревизия герметичности стыков и участков соединений;
  • спуск воздуха до заполнения водой системы отопления;
  • контроль работы водогрейного оборудования;
  • проверка характеристик теплового носителя на соответствие требованиям;
  • контроль показаний манометра и давления в трубопроводах;
  • систематический визуальный осмотр трубопроводов и радиаторных батарей.

Настоятельно рекомендуется в процессе эксплуатации и обслуживания периодически выполнять штатное удаление воздушных пробок.

Почему в системе отопления появляется воздух

С понятием «воздушные пробки» знакомы многие наши соотечественники. Об этом явлении вспоминают в начале отопительного сезона, когда в дома пускают тепло, а в квартирах верхних этажей часто батареи не нагреваются или нагреваются только в нижней части, а в верхней – абсолютно холодные. Откуда появляется воздух в трубопроводах? Причин завоздушивания может быть несколько:

  • проведение ремонтных работ (сборка, разборка трубопровода), во время которых появление воздуха неизбежно;
  • несоблюдение во время монтажа величины и направления уклона магистралей трубопроводов;
  • пониженное давление в водопроводе: уровень воды падает, а образовавшиеся в результате пустоты заполняются воздухом;
  • при нагревании воды пузырьки содержащегося в ней воздуха выделяются и поднимаются в верхнюю часть трубопровода, создавая там воздушные пробки;
  • систему отопления наполняют неправильно: после летнего простоя трубы следует заполнять водой не быстро, а медленно, производя одновременно спуск воздуха из системы отопления;
  • неудовлетворительно загерметизированные стыки трубопроводов, через которые происходит утечка теплоносителя. Течь в этих местах малозаметна, так как горячая вода сразу испаряется. Именно через неплотные швы и засасывается воздух в систему;
  • неисправность воздухозаборных устройств;
  • подключение водяного «теплого пола» к отопительной системе, трубы которого при монтаже располагаются на разной высоте.

Поскольку один или несколько из перечисленных факторов могут присутствовать во многих домах, то обязательно встает вопрос удаления воздуха в системе отопления. Эту операцию можно выполнить различными способами. Все зависит от того, с какой циркуляцией  теплоносителя имеем дело – естественной или принудительной.

В системе отопления с естественной циркуляцией (имеется в виду верхняя разводка труб) образовавшуюся воздушную пробку можно удалить через расширительный бак – он находится в самой высокой точке по отношению ко всей системе.Прокладку подающего трубопровода следует произвести с подъемом к расширительному бачку. При нижней разводке труб воздух удаляют так же, как и в отопительных системах, снабженных циркуляционным насосом.

Стравить воздух из отопительной системы с естественной циркуляцией можно при помощи расширительного бака

Обратите внимание

В отопительных системах с принудительным режимом циркуляции теплоносителя в самой высокой точке устанавливают воздухосборник, специально предусмотренный для спуска воздуха.

В этом случае подающий трубопровод прокладывают с подъемом по курсу движения теплоносителя, а поднимающиеся по стояку пузырьки воздуха удаляются через воздушные краны (их устанавливают в самых верхних точках).

Во всех случаях обратный трубопровод необходимо прокладывать с уклоном в направление слива воды для ускоренного опорожнения при необходимости ремонта.

Воздухоотводчики бывают ручными и автоматическими. Ручные воздухоотводчики или краны Маевского имеют небольшие размеры. Их устанавливают обычно на торцевой части радиатора отопления.

Регулируют кран Маевского с помощью ключа, отвертки или даже вручную.

Так как кран небольшой, то и его производительность небольшая, поэтому его применяют только для локального устранения воздушных пробок в отопительной системе.

Воздухоотводчики для системы отопления бывают двух типов: ручные (кран Маевского) и автоматические (работают без участия человека).

Автоматические воздухоотводчики устанавливаются в отопительных системах закрытого типа по линии трубопроводов в разных точках. Тогда сброс воздуха из каждой группы устройств производится отдельно. Многоступенчатая система обезвоздушивания считается самой эффективной.

При правильной прокладке и грамотном монтаже труб (под нужным уклоном) вывести воздух через воздухоотводчики будет просто и беспроблемно. Удаление воздуха из труб отопления связано с увеличением расхода теплоносителя, а также с возрастанием давления в них.

Падение давления воды свидетельствует о нарушении герметичности системы, а температурные перепады – о наличии воздуха в радиаторах отопления.

Как можно понять, что в радиаторе есть воздух? Обычно на наличие воздуха указывают посторонние звуки, такие как бульканье, протекание воды. Для обеспечения полноценной циркуляции теплоносителя нужно обязательно удалить этот воздух.

При полном завоздушивании системы нужно определить сначала места образования пробок, постукивая молотком по отопительным приборам. Там где есть воздушная пробка, звук будет более звонким и сильным.

Воздух собирается, как правило, в радиаторах, установленных на верхних этажах.

Поняв, что воздух в отопительном приборе присутствует, следует взять отвертку или ключ и подготовить емкость для воды. Открыв термостат до максимального уровня, нужно открыть клапан крана Маевского и подставить емкость. Появление легкого шипения будет означать, что воздух выходит. Клапан держат открытым до тех пор, пока не потечет вода и только после этого закрывают.

Ликвидация воздушной пробки в отопительной батарее при помощи установленного на ней крана Маевского: клапан открывают специальным ключом или вручную и держат открытым до появления воды

Бывает, что после проведения данной процедуры батарея греет недолго или недостаточно хорошо. Тогда ее нужно продуть и промыть, поскольку скопление в ней мусора и ржавчины также может стать причиной появления воздуха.

Если после спуска воздуха батарея по-прежнему плохо нагревается, попробуйте слить примерно 200гр теплоносителя, чтобы убедиться в полном удалении воздушной пробки. Если не помогло, но надо продуть и промыть радиатор от возможно скопившейся грязи

Важно

Если и после этого нет улучшений, нужно проверить уровень заполнения отопительной системы. Воздушные пробки могут также образоваться на изгибах трубопроводов. Поэтому важно в процессе монтажа соблюдать направление и величину уклонов разводящих трубопроводов. В местах, где уклон по какой-либо причине отличается от проекта, дополнительно устанавливают воздухоспускные вентили.

В алюминиевых радиаторах воздушные пробки образуются более интенсивно по причине плохого качества материала. В результате реакции алюминия с теплоносителем образуются газы, поэтому их необходимо регулярно удалять из системы.

В таких ситуациях рекомендуют заменить алюминиевые радиаторы приборами из более качественных материалов с антикоррозионным покрытием и установить воздухоотводчики.

Чтобы обогрев комнат был нормальным, перед заполнением отопительной системы водой необходимо своевременно позаботиться об удалении из нее воздуха, препятствующего нормальному движению теплоносителя, и тогда зимой в вашем доме будет тепло и уютно.

Спуск воздуха из отопления в замкнутой системе

Причин этому явлению достаточно много, мы же перечислим самые основные из них, встречающиеся наиболее часто:

  • ошибки в проектировании или монтаже отопительной системы: это уклоны магистралей, сделанные не в ту сторону, не установленные на всех батареях краны Маевского и прочие огрехи;
  • неправильное заполнение трубопроводов теплоносителем;
  • неисправности автоматических воздухосбрасывающих клапанов;
  • треснувшая мембрана расширительного бака: тогда воздух в закрытой системе отопления появляется, проходя через трещину в мембране;
  • негерметичность системы: это неплотные соединения деталей трубопроводов и оборудования, трещины в некачественных изделиях;
  • выделение растворенного в воде кислорода вследствие ее нагревания.

На практике зафиксированы частные случаи, когда спустить воздух с системы отопления просто невозможно, он появляется там буквально через день. При наличии алюминиевых радиаторов и определенного состава воды внутри отопительных приборов происходит химическая реакция с выделением кислорода и водорода.

Причины образования воздушной пробки могут быть как естественными, так и связанными с неправильным проектированием системы и некачественным монтажом.

Естественно возникающие причины:

  • при нагреве теплоносителя высвобождается растворенный в жидкости воздух, он поднимается кверху и образует пробку;
  • пузырьки газа появляются в процессе взаимодействия горячего теплоносителя с некоторыми видами металлов (в частности, алюминием);
  • вследствие испарения уменьшается ниже критического значения уровень жидкости в открытом расширительном баке;
  • воздух не успевает полностью выйти из труб и батарей при слишком быстром заполнении водой сложной по конфигурации системы.

Во время установки радиатора нужно контролировать угол его уклона

Кроме естественных причин, к появлению воздушных пробок также приводит:

  • неправильная разводка горизонтальных труб и установка радиаторов;
  • перепады давления в подпитывающем водопроводе;
  • плохо загерметизированные соединения;
  • изношенность старых трубопроводов;
  • неисправность расширительного бачка.

Когда в ходе эксплуатации отопительной системы выясняется, что она изначально была спроектирована неверно, придется ее переделывать. Но чтобы срочно восстановить подачу тепла, нужно решать, как спустить воздух с системы отопления.

Причин может быть множество, вот только основные их них:

  • Теплоноситель имеет в своем составе растворенный воздух, который выделяется при нагревании. В большей степени это относиться к системам, где в качестве теплоносителя используется обычная водопроводная вода, содержащая большое количество растворенного кислорода. При нагревании теплоносителя, кислород отделяется, образуя множество мелких пузырьков, которые и создают воздушную пробку;
  • Заполнение отопительного контура теплоносителем осуществлялось слишком быстро, в результате чего не удалось стравить весь воздух. Отопительная система должна заполняться медленно (в среднем 1 этаж – 1 час), особенно если это протяженная система с большим количеством составных элементов;
  • Не были соблюдены необходимые уклоны труб;

Верхняя подача в многоквартирном доме — как выпустить воздух

Обычно о том, что система завоздушена, свидетельствуют посторонние звуки, например, бульканье, шипение, протекание воды. Стравливание воздуха в данных случаях просто необходимо.

Если заводушивание сильное, сначала нужно обозначить места скопление воздуха. Его определяют постукиванием молотка по отопительной системе. В месте, где имеется воздушная пробка, вы услышите более звонкий и сильный звук. Воздух собирается, обычно, в радиаторах, которые установлены на верхних этажах.

Что делать, если система воздушится:

  • Возьмите ключ или отвертку, и подготовьте емкость под воду;
  • Открыв термостат на всю, откройте клапан крана Маевского, и подставьте емкость;
  • Клапан держите открытым, пока из него не потечет вода;
  • После получения четкого потока воды из крана, его закрывают.

Случается, что после проведения этой процедуры радиатор отопительной системы многоквартирного дома греет недолго или слабо. Тогда нужна его продувка и промывка, поскольку накопившийся в нем мусор и ржавчина делают затор, и также могут стать причиной образования воздушных пробок. Если и после проведения данной процедуры нет улучшений, тогда нужно проверить уровень воды в отопительной системе. Воздушные пробки постоянно образовываются на изгибах трубопроводов

В виду этого, в процессе монтажа важно соблюдать направление и градус уклонов разводящих трубопроводов. Там, где уклон отличается от проекта, должна быть дополнительно установлена развоздушка, откуда можно будет спустить воздух

Интенсивнее всего воздушные пробки образуются в алюминиевых радиаторах. Происходит это в основном из-за плохого качества материала. Чтобы, обогрев квартиры был нормальным, необходимо перед заполнением системы водой, своевременно выпускать из нее воздух, который препятствует нормальному движению теплоносителя. Именно поэтому, многие жильцы многоквартирных домов и не могут прогнать холод из квартир.

Чтобы выпустить весь накопившийся в трубах и батареях газ вам понадобится радиаторный ключ, с помощью него происходит регулировка воздушного клапана, такие ключи продаются во всех хозяйственных магазинах и бывают разных размеров для разных батарей. В конструкциях новых батарей клапан можно открыть плоской отверткой.

Подобную операцию надо совершить со всеми батареями в доме, даже если с ними нет никаких проблем. Для профилактики все газы обычно спускают раз в год и после ремонта или каких-либо других изменений в отоплении.

Порядок действий:

  • Найдите тазик или любую другую тару для слива воды, затем найдите на вашем радиаторе впускной и выпускной клапан и убедитесь, что они открыты.
  • С помощью ключа поворачиваем клапан против часовой стрелки. При этом должен раздаться характерный шипящий звук, это значит, что воздух благополучно выходит и заменяется на жидкость.
  • Вот тут-то и понадобится емкость, вместе с воздухом выйдет немного капель воды и как только из клапана польется устойчивая струйка, затягивайте его обратно.

Воздухоотводчики бывают ручными и автоматическими. Ручные приспособления для отвода воздуха, или воздухоотделитель Маевского, на вид имеют небольшие размеры. Обычно их устанавливают на торцевой части батареи. Регулируют спускной кран-развоздушиватль Маевского при помощи обычного ключа, отвертки, а некоторые даже вручную.

Второй тип приборов, способных слить или продувать воздух – автоматические устройства, которые работают без участия человека.

Особенности воздухоотводных устройств:

  • Имеют высокую отдачу при работе, однако, очень чувствительны к загрязненной воде;
  • Их обычно монтируют вместе с фильтрами;
  • Автовоздушник принято устанавливать в отопительных системах закрытого вида с применением газового котла в разных точках;
  • Сброс воздуха из каждого устройства производится отдельно;
  • Эффективная многоступенчатая система воздухоотведения, которая хорошо продавливает пробки, считается самой эффективной.

При правильных прокладке и монтаже труб, продавить воздух через данное устройство будет просто и не проблемно. По мнению клиентов сайта Товаго, кран-развоздушиватель Маевского сегодня пользуется большой популярностью.

Что же такое завоздушенность в отопительной батарее? Под данным понятием подразумевается скопление воздуха, причем чаще всего в верхней части отопительного радиатора. Подобная ситуация становится проблемой и довольно-таки частой для тех, кто живет в многоэтажных домах на одном из последних этажей. Причин возникновения подобной неприятности может быть несколько:

  • Проведение ремонтных работ на участке/на соседних этажах. В случае если в жилом квадрате проводились работы с отопительными трубами, велика вероятность попадания в систему небольшого потока воздуха.
  • Произошла утечка теплоносителя на каком-то из участков (а значит требуется немедленная проверка системы для устранения утечки).
  • Особенность системы теплых полов. Проблема завоздушенности системы – действительно является частой картиной при наличии системы теплого пола, особенно, если она имеет сложную схему и много ответвлений.

Чугунная батарея

  • В воде, имеющей высокую температуру, содержится воздух и чем чаще теплоноситель обновляется в системе, тем выше вероятность возникновения неполадки.
  • Если появление воздушной «пробки» по времени совпадает с пуском общей отопительной магистрали – с большей долей вероятности можно говорить о том, что именно пуск системы стал причиной завоздушенности.

Определить наличие воздушной «пробки» достаточно просто. Например, если температура воды в батарее резко понизилась или батарея стала холодной лишь частично, может даже начала булькать – все это является признаками завоздушенности.

Если нет крана Маевского, то у вас батареи старого образца и вместо него установлена обычная заглушка. Как правило, она покрыта слоем краски, поэтому открутить ее будет непросто.

Для работы вам понадобится:

  • Тряпки или ветошь;
  • Газовый ключ;
  • Емкость для слива воды;
  • Растворитель или преобразователь ржавчины;
  • Фум-лента.
Предлагаем ознакомиться  Система рекуперации воздуха что это

Для начала поставьте под секцию с заглушкой ведро. Обмотайте часть батареи вокруг заглушки тряпкой – она не допустит большого напора воды.

Обильно обработайте стыки заглушки и батареи растворителем или преобразователем. Попробуйте открутить заглушку газовым ключом. Не прикладывайте чрезмерного усилия чтобы не сорвать резьбу.

Если заглушка не поддается, снова воспользуйтесь растворителем. Когда она начнет откручиваться проворачивайте ее аккуратно. Желательно не доставать ее полностью – иначе хлынет большой поток воды.

СоветУстановите вместо заглушки автоматический отводчик газа. Он будет периодически спускать скопившийся воздух и вы не будете больше задаваться вопросом как спустить воздух с батареи отопления.

На фото видно, что в этом случае заглушка с левой резьбой.

Резьба может быть левой или правой. Поэтому пробуйте откручивать заглушку в обоих направлениях.

По мере проворачивания заглушки прислушивайтесь – не пошел ли воздух. Подставьте руку чтобы почувствовать поток. Когда воздух полностью выйдет, дождитесь пока из батареи не вытечет 3-5 литров воды.

Перед установкой заглушки обмотайте ее в 1-2 слоя фум-лентой. Делайте это против направления резьбы – так она обеспечит лучшую герметичность. Закрутите заглушку максимально плотно.

Спуск воздуха из отопления в замкнутой системе

СоветЕсли вы решите покрасить заглушку или всю батарею, постарайтесь не допустить попадания краски на их стык.

Владельцы квартир, использующие централизованное отопление, постоянно сталкиваются с проблемой появления воздушных пробок в отопительных трубах. Результатом скопившегося в них воздуха является нарушение нормальной циркуляции по трубам горячей воды.

Батареи остаются холодными, да еще и начинают коррозировать из-за контакта находящейся в них воды с воздухом. Результатом прочтения данной статьи станет понимание того, как правильно производится удаление воздуха из системы отопления, а также какие приспособления для этого нужны.

Удаление воздуха из системы отопления

Как правило, скоплению воздуха в трубах подвержены жильцы верхних этажей. Именно наверх поднимается попавший внутрь труб воздух.

Разновидности воздухоотводчиков в системе отопления

  • Неправильное заполнение общей системы отопления. На уровне котельной заполнение должно производиться медленно, с одновременным стравливанием имеющегося внутри системы воздуха.
  • В процессе нагревания воды в ней образуются воздушные пузырьки, которые поднимаются вверх по системе и создают пробки.
  • Давление, создаваемое в трубопроводах, ниже нормы. Образуются пустоты, которые заполняются воздухом.
  • Нарушения целостности трубопроводов, по которым прокачивается подогретая вода. Вместо вытекающей воды в систему подсасывается воздух.
  • Также воздух в отопительной системеможет появиться в результате проводимых монтажных работ на трубопроводе.

На практике обычно встречается совокупность нескольких из перечисленных причин. Поэтому вопрос грамотного воздухоотведения является первостепенным для любых категорий зданий.

Удаление воздуха из системы отопленияможет производиться двумя способами, использование которых зависит от разводки труб отопления. Если разводка верхняя, с естественной циркуляцией воды, то воздух удаляется через расширительный бачок, находящийся в самой верхней точке. При нижней разводке труб и принудительной циркуляции подогретой воды скопившийся воздух накапливается в воздухосборнике, откуда удаляется через краны-воздухоотводчики.

Прямая топливная магистраль устанавливается с подъемом к его высшей точке, а «обратку» прокладывают с уклоном вниз. Тем самым обеспечивается эффективный слив воды из системы отопления при возникновении такой потребности.

Воздух, попавший в систему, обязательно должен быть из нее удален. Для этого выполняется установка воздухоотводчика в системе отопления.

Окрытие крана Маевского

Воздухоотводчики предназначены для стравливания попавшего в трубопровод воздуха. По своей конструкции они могут быть ручные или автоматические. Ручной воздухоотводчик в системе отопленияпредставляет собой небольшой кран, называемый специалистами краном Маевского.

Система отопления без воздушных пробок

Здесь надо рассматривать несколько ситуаций – при заполнении системы теплоносителем и при ее эксплуатации. В ее конструкции  должны быть предусмотрены воздухоотводчики и краны Маевского, позволяющие выполнить развоздушивание системы отопления. Приведенные рекомендации относятся к закрытой системе с принудительной циркуляцией.

Как спустить воздух из радиатора отопления Пошаговая инструкция

Ставятся они в критических местах, таких как перегибы трубопроводов или наиболее высокие их точки расположения. Во многих случаях, когда постоянно завоздушивается система отопления, они помогают справиться с этой проблемой. Бывают ручные и автоматические.

  1. Ручные воздухоотводчики. К ним относится в первую очередь кран Маевского, наименование получил по имени изобретателя. Устанавливается на торце батареи, благодаря ему не надо думать, что делать, если завоздушена система отопления. С его помощью можно самостоятельно сбросить накопившийся воздух.
  2. Автоматические воздухоотводчики. Позволяют без дополнительного участия и затрат решить проблему, как развоздушить систему отопления.
Автоматический воздухоотводчик

Ручной воздухоотводчик

Проводится снизу вверх холодной водой. При этом должны быть открыты все краны, кроме тех, что работают на спуск воды. Благодаря такому заполнению завоздушена система отопления не будет, по мере подъема вода будет выдавливать из нее воздух. Наполнение проводится плавно, при резком подъеме воды возможно образование замкнутых объемов и образование воздушных пузырей.

Наполнение системы отопления водой

Как только вода пошла через открытый кран,  его закрывают, и так постепенно поднимаются выше, пока не будет заполнена вся система. После этого вполне можно запускать насос, если все сделано правильно, то будет происходить циркуляция, и не нужно ломать голову, как прокачать систему отопления.

Готовая система отопления закрытого типа герметична, но это не гарантирует отсутствия воздушных пузырей. Откуда берется газ в трубах и радиаторах?

Воздух в системе отопления появляется по следующим причинам:

  1. Теплоносителем служит водопроводная вода, не прошедшая специальную подготовку — при нагреве растворенный в воде воздух начинает выделяться, и из мелких пузырьков формируются пробки.
  2. Герметичность системы нарушена, и воздух постепенно засасывается через неплотные соединения.
  3. В ходе ремонтных работ часть контура отсоединялась отсечными кранами, производилась замена или очистка каких-либо элементов, а затем в отремонтированный контур вновь был подан теплоноситель.
  4. Трубопровод проложен с нарушениями нормативов — малый угол уклона труб и неправильный монтаж мест перегибов мешает пузырям газа попадать в специальные устройства — воздухоотводчики. В результате газ скапливается на проблемных участках и мешает нормальной циркуляции теплоносителя.
  5. Если система отопления частного дома заполняется очень быстро (или при подаче теплоносителя не в нижней точке), жидкость не способна полностью вытеснить воздух из сложных по конфигурации мест трубопровода и радиаторов.
  6. Воздухоотводчики отсутствуют или неправильно расположены. Также причиной некорректной работы устройства для стравливания воздуха является его загрязнение механическими включениями в неотфильтрованном теплоносителе.

Ручной кран Маевского на радиаторе

Отдельно стоит рассмотреть газообразование в алюминиевых радиаторах. При контакте металла со слабощелочным теплоносителем выделяется водород, который скапливается в самой верхней точке отопительного прибора. Если радиатор не снабдить воздухоотводчиком, со временем газовая пробка не даст теплоносителю свободно проходить по внутренним каналам отопительного прибора.

Поводом для возникновения воздушных пробок служат следующие факторы:

  1. Во время монтажа допущены ошибки, в том числе, неправильно сделаны места перегибов или неверно рассчитаны уклон и направление труб.
  2. Слишком быстрое заполнение теплоносителем системы.
  3. Неправильный монтаж воздухоотводящих клапанов или их отсутствие.
  4. Недостаточное количество теплоносителя в сети.
  5. Неплотные соединения труб с радиаторами и другими частями, из-за чего происходит попадание воздуха извне внутрь системы.
  6. Первый запуск и избыточный нагрев теплоносителя, из которого под воздействием высокой температуры активнее выводится кислород.

Наибольший вред воздух может принести системам с принудительной циркуляцией. При нормальной работе подшипники циркуляционного насоса всё время находятся в воде. При прохождении через них воздуха, они лишаются смазки, что приводит к повреждению скользящих колец из-за трения и нагрева или вовсе выводит из строя вал.

Вода содержит в растворённом состоянии кислород, углекислый газ, магний и кальций, которые при повышении температуры начинают распадаться и оседать на стенках труб в виде известкового налёта. Места труб и радиаторов, заполненных воздухом, больше остальных подвержены воздействию коррозии.

Из-за воздуха в системе отопления батареи нагреваются неравномерно. При проверке на ощупь их верхняя часть, по сравнению с нижней, имеет заметно меньшую температуру. Пустоты не дают прогреться им должным образом, поэтому и помещение хуже отапливается. Из-за наличия воздуха в системе отопления при сильном нагреве воды в трубах и радиаторах появляется шум, похожий на щелчки и перетекание воды.

Определить место, в котором находится воздух, можно обыкновенным постукиванием. Там где нет теплоносителя, звук будет более звонким.

Обратите внимание! Перед тем как удалять воздух из сети, следует найти причину его появления и ликвидировать её. Особенно внимательно проверяют сеть на герметичность

Когда отопление запущено выявить неплотные соединения крайне сложно, так как на горячей поверхности вода быстро испаряется

Особенно внимательно проверяют сеть на герметичность. Когда отопление запущено выявить неплотные соединения крайне сложно, так как на горячей поверхности вода быстро испаряется.

Итак, начнем с простых автомобилей (старые иномарки, отечественный автопром). На таких авто удаление воздуха из системы охлаждения осуществляется следующим образом:

  1. Машину достаточно загнать на эстакаду. Сделать это нужно таким образом, чтобы передняя часть была немного приподнята.
  2. Далее на радиаторе нужно открутить специальную пробку, после чего двигатель можно запустить.
  3. После нескольких минут работы на ХХ воздух стравливается из системы охлаждения мотора.

При этом данный способ не поможет решить задачу на более современных автомобилях. На подобных ТС система охлаждения полностью замкнутого типа, то есть для развоздушивания воздух нужно «выгонять». Чтобы это сделать, можно пойти двумя путями.

Первый способ предполагает откручивание крышки расширительного бачка, затем двигатель с открытой крышкой работает на ХХ какое-то время, затем нужно сесть в автомобиль и интенсивно погазовать, поднимая обороты до 3-3.5 тыс. об/мин. Далее крышку нужно закрутить и проверить работу системы.

Если этот способ не помог, тогда ослабляется верхний патрубок, который идет от печки. Нужно быть готовым к тому, что начнет вытекать и сам антифриз. Далее двигатель запускается, при этом нужно следить, когда из вытекающей ОЖ пропадут воздушные пузырьки. Их исчезновение укажет на то, что воздушную пробку успешно удалили из системы. Давайте рассмотрим этот способ более подробно на примере модели ВАЗ «Калина».

Перед началом работ следует подготовить ключи для демонтажа пластиковых защитных элементов. Также потребуется наличие отвертки, чтобы отпускать и затем затягивать хомуты.

Итак, первым делом снимается пластиковая защита. Данная защита на указанной модели ТС прикрепляется к корпусу при помощи шпилек, которые имеют уплотнители из резины.Далее с верхнего или с нижнего патрубка нужно снять хомут. Теперь следует открутить крышку расширительного бачка

Если двигатель горячий, соблюдайте осторожность, так как разогретая ОЖ может выплеснуться из бачка!Затем горловина бачка накрывается чистой тряпкой. Далее на горловину следует натянуть подходящую трубку из резины

После этого нужно подать немного воздуха в бачок, дунув в трубку. Желательно делать это при помощи компрессора.

Помните, ОЖ является сильным ядом! Только в крайнем случае продувайте бачок ртом, при этом не допускайте попадания охлаждающей жидкости внутрь, в глаза или на кожу, не вдыхайте пары!

  • После подачи воздуха в бачок, из патрубка, с которого ранее был снят хомут, должен начать вытекать антифриз. После этого нужно убедиться, что в вытекающей ОЖ нет пузырьков воздуха, затем быстро накинуть патрубок на штуцер, поставить хомут на место и затянуть его. На этом этапе процесс развоздушивания можно считать завершенным.
  • Далее потребуется довести уровень ОЖ до нормы (обычно «на холодную» заливается на 4-5 мм. выше отметки «MIN», так как после прогрева ДВС жидкость увеличится в объеме и поднимется до отметки «MAX».
  • После этого двигатель можно завести и прогреть. В ряде случаев в рамках этой процедуры нужно немного накрутить крышку расширительного бачка, не затягивая ее. Затем следует дать силовой установке поработать на холостом ходу, периодически поднимая обороты. Данный способ позволит удалить излишки воздуха, которые могли образоваться при доливе жидкости.
  • Если все в порядке, крышку можно закрутить плотнее, однако не следует стараться затягивать ее слишком сильно.

Наличие воздуха в магистралях не позволит обеспечить радиаторы требуемым количеством теплоносителя, а значит, отопительные приборы не выдадут требуемого тепла и температура помещения будет ниже желаемой. Шум, свойственный для преодоления воздушного препятствия в системе, не вызовет раздражения в дневное время, но ночью – он не даст уснуть. В местах образования пробок, внутренняя среда становится агрессивной, что способствует активному образованию ржавчины.

Самое неприятное – это перегрев. Наличие воздуха в теплообменнике или трубопроводе «подачи» тепла будет препятствовать движению теплоносителя, а повышение температуры может вывести из строя змеевик или насос.

Умение спустить воздух из котла или отдельных участков, позволит владельцам частных домов с автономным отоплением самостоятельно избавиться от пробок, предотвратив пагубные последствия, не прибегая к помощи сервисных служб.

Спуск воздуха из отопления в замкнутой системе

Как можно понять, что в радиаторе есть воздух? Обычно на наличие воздуха указывают посторонние звуки, такие как бульканье, протекание воды. Для обеспечения полноценной циркуляции теплоносителя нужно обязательно удалить этот воздух. При полном завоздушивании системы нужно определить сначала места образования пробок, постукивая молотком по отопительным приборам. Там где есть воздушная пробка, звук будет более звонким и сильным. Воздух собирается, как правило, в радиаторах, установленных на верхних этажах.

Причины завоздушивания системы

Многие не знают, откуда берется воздух в радиаторах и трубах. На самом деле существует несколько причин, почему воздушится система отопления. Самые распространенные случаи следующие:

  • разгерметизировались стояки, особенно часто это случается при проведении каких-либо ремонтных работ, замене труб или радиаторов;
  • при сливе теплоносителя из батареи;
  • образование каких-либо дефектов на участках отопительной системы.

1. В радиаторе появляется шум. Если возникает булькающий звук, то можно не сомневаться, что в системе отопления — завоздушенность.

2. Батареи начинают прогреваться неравномерно

Именно поэтому вначале необходимо обратить внимание на теплоотдачу приборов. В основном при таких проблемах трубы греют хорошо, а радиаторы остаются холодными или слегка теплыми.

Снижается давление. После того как происходит разгерметизации системы, в нее проникает воздух, как правило, это становится причиной появления протечек. Если такое произошло, нужно провести тщательный осмотр трубопровода и батареи и при необходимости подтянуть все имеющиеся соединения. В случае если краны закручены надежно, то требуется осмотреть целостность всей системы.

Спуск воздуха из отопления в замкнутой системе

Этих признаков хватит для того, чтобы понять, что образовалась воздушная пробка

Кроме этого, стоит обратить внимание на неприятности, которые может спровоцировать такая проблема. Дело в том, что завоздушивание влияет на давление в батарее, заметно его понижает

Если воздуха много, то циркуляции может вовсе отсутствовать. В таком случае могут появиться и более серьезные неприятности в виде:

  • траты за отопление заметно увеличатся;
  • в трубах и радиаторах образуется ржавчина;
  • появляются протечки.

С наступлением холодов, происходит подготовка к отопительному сезону. С началом подачи тепла может оказаться, что оно не доходит до пользователя, или если и попадает к нему, то частично.

Способы удаления воздуха из системы отопления

Явление, когда нижняя часть батареи теплая, а верхняя абсолютно холодная, знакомо многим.

Это может произойти по нескольким причинам:

  • были проведены ремонтные работы, во время которых попадание воздуха в отключенную систему отопления просто неизбежно, после чего образовалась пробка;
  • монтаж труб отопления выполнен без необходимого наклона;
  • недостаточное давление в системе, что приводит к понижению общего уровня теплоносителя и вследствие этого образованию воздушной пробки;
  • проявление эффекта эмульсии — когда теплоноситель вначале своего пути к батарее насыщен пузырьками воздуха, а затем происходит его освобождение;
  • неправильное (быстрое) заполнение системы теплоносителем, он должен подаваться медленно с одновременным выпуском, скопившегося за время летнего простоя, воздуха;
  • разгерметизация системы на сварочных стыках или фитингах. Протечки в этом случае практически не заметны, так как происходит быстрое испарение жидкости, но для попадания внутрь воздуха достаточно и микротрещины, которую практически невозможно определить визуально;
  • неисправность устройств, через которые происходит забор (выведение) воздуха;
  • подключение к общей отопительной системе обогревание полов, трубы которого проложены на неприемлемом уровне.

Для того чтобы избавиться от лишнего воздуха в отопительной системе и нормализовать обогрев дома, следует сначала убрать причину его появления, а затем приступать к развоздушиванию.

Устройство автоматического крана Маевского

Предлагаем ознакомиться  Схема подключения солнечных батарей — сборка системы с аккумулятором

В зависимости от того, кокой тип циркуляции теплоносителя (естественный или принудительный) задействован, можно выбрать один из предлагаемых методов.

Такая система типична для частного одноэтажного дома с небольшой обогреваемой площадью. Так как для нее используется верхняя разводка подающих тепло труб, то воздух из нее можно убрать при помощи расширительного бака.

При нижней разводке труб в отоплении частного дома, следует воспользоваться такими же способами, как и для развоздушивания отопительной системы с принудительной циркуляцией.

Выгнать воздух из такой системы легко удается при помощи заранее установленного воздухосборника, который должен располагаться в наивысшей точке. Для того чтобы процесс происходил самостоятельно, трубы должны иметь наклон в противоположную сторону от места его расположения.

За счет выталкивающей силы жидкости воздух будет продвигаться в нужном направлении, и отопление дома придет в порядок без стороннего вмешательства. Достаточно будет повернуть краник на воздухосборнике, чтобы выгнать его совсем.

Спуск воздуха из отопления в замкнутой системе

При любых вариантах, обратный трубопровод следует прокладывать с наклоном по направлению слива теплоносителя. Это необходимо для того, чтобы в случае ремонта системы можно было полностью освободить ее от жидкости.

Виды воздухоотводчиков

Ручной воздухоотводчик (кран Маевского) имеет небольшие размеры и его устанавливают в торце отопительной батареи. За счет небольших размеров, такое устройство можно применять только локально — один кран на одну батарею. При этом, в применении он очень прост, и его регулировка может проводиться как при помощи ключа или отвертки или просто руками.

Грязь скопившаяся в радиаторе, также может стать причиной пробки и непроходимости теплоносителя

Автоматический воздухоотводчик работает без стороннего вмешательства. Он может быть установлен как вертикально, так и горизонтально на подводящих и отводящих тепло трубах. Имея высокую чувствительность к загрязненным теплоносителям его лучше всего устанавливать вместе с фильтром, так как в противном случае можно получить в системе не воздушную, а грязевую пробку.

Для любых видов воздухоотводчиков очень важно чтобы в системе не происходило падание давления, и не было нарушений герметичности. Кроме того, правильный монтаж и присутствие нужного наклона труб, значительно облегчит работу этих устройств

Если после спуска воздуха батарея по-прежнему плохо нагревается, попробуйте слить примерно 200гр теплоносителя, чтобы убедиться в полном удалении воздушной пробки. Если не помогло, но надо продуть и промыть радиатор от возможно скопившейся грязи

Если и после этого нет улучшений, нужно проверить уровень заполнения отопительной системы. Воздушные пробки могут также образоваться на изгибах трубопроводов

Поэтому важно в процессе монтажа соблюдать направление и величину уклонов разводящих трубопроводов. В местах, где уклон по какой-либо причине отличается от проекта, дополнительно устанавливают воздухоспускные вентили

В алюминиевых радиаторах воздушные пробки образуются более интенсивно по причине плохого качества материала. В результате реакции алюминия с теплоносителем образуются газы, поэтому их необходимо регулярно удалять из системы. В таких ситуациях рекомендуют заменить алюминиевые радиаторы приборами из более качественных материалов с антикоррозионным покрытием и установить воздухоотводчики.

Задача отопительной системы – это обеспечение нужной температуры в каждом помещении дома. Однако, бывает, что функциональность даже верно спроектированной и собранной системы оставляет желать лучшего. И дело совсем не в отказе оборудования. Просто в системе могут быть воздушные пробки. Именно о том, как спустить воздух с системы отопления и пойдет речь в данном материале.

Работа отопительной системы построен на том, что горячая вода циркулирует по замкнутому контуру и передает часть тепловой энергии батареям, которые нагревают помещения. Если отопительная система содержит воздушные пробки, то это препятствует циркуляции теплой воды. Среди симптомов таких неполадок, стоит выделить:

  • повышенная шумность. Это создает вибрацию в трубах, а это приводит к тому, что ослабевают соединения. Наиболее тяжелый случай — это разрушение мест сварки;
  • затрудненная циркуляция теплоносителя, что может сказаться на эффективности работы системы отопления, а иногда к полному её отказу;
  • воздействие воздуха на металл внутри, что вызывает коррозию ,а это отражается на сроке службы.

На первый взгляд, все герметично, что наталкивает на мысль – как в отопительную систему попадает воздух? Однозначного ответа на данный вопрос не существует, возможными причинами воздушных пробок могут быть следующие факторы:

  • Неправильная проектировка отопительной системы, и в частности неправильный уклон труб;
  • Ошибки при заполнении теплоносителем, что приводит к воздушным пробкам;
  • Недостаточная герметизация соединений;
  • Неправильная работа воздухоотводящих приборов;
  • Вмешательство в целостность отопительной системы;

Не отстоянная вода, в которой содержатся частицы растворенного воздуха. При нагреве такой воды, происходит выделение воздуха, что связанно с возникновением воздушных пробок;

Среди причин, описанных ранее, не значатся все возможные ситуации, приводящие к попаданию воздуха в отопительную систему. Однако, они дают представление о природе возникновения воздушных пробок, что позволяет эффективно с ними бороться, и проводить их профилактику.

Чтобы не думать о том, как спустить воздух с системы отопления, следует подумать о том, как сделать так, чтобы он в нее не попал. Тут есть две ситуации – когда система заполняется водой, и непосредственно во время эксплуатации. Отопительная система должна быть оборудована воздухоотводчиками и кранами Маевского, позволяющими выпустить воздух из системы.

Такой блок необходимо вмонтировать в систему отопления, он состоит: с лева манометр (контроль давления в закрытой системе отопления), с права клапан сброса (если давление в системе больше 3 атмосфер он открывается и стравливает давление для того чтобы не разорвало батареи), по центру клапан для стравливания воздуха.

Они устанавливаются в местах, которые принято считать критическими. Это в местах перегибов труб либо в самых высоких их точках. Данные приборы бывают ручными и автоматическими.

Среди ручных воздухоотводчиков следует выделить кран Маевского. Данный кран крепиться в торцу радиатора. При его помощи, можно самому осуществить сброс накопившегося воздуха.

  • правильно спроектировать и смонтировать трубопровод, грамотно установить радиаторы;
  • использовать автоматические и ручные воздухоотводчики.

Открытый контур

  • разгерметизация, произошедшая в процессе осуществления планово-предупредительных или ремонтных работ;
  • неправильная промывка или опрессовка системы с последующим заполнением водяного контура штатным теплоносителем;
  • локальное нарушение целостности трубопроводов и радиаторных батарей под негативным внешним воздействием или в результате ошибок обслуживания и эксплуатации;
  • в частных домовладениях – отсутствие в смонтированной системе достаточного трубного уклона и расширительного бачка;
  • пониженный уровень давления в водопроводе, заполнение образовавшихся пустот воздухом;
  • неисправное состояние воздухозаборных элементов;
  • подсоединение к отопительной конструкции системы «тёплый пол» с разными по высоте трубами;
  • всасывание воздуха через негерметичные шовные соединения и участки стыков;
  • низкое качество теплоносителя, перенасыщенность его газами;
  • восполнение объёма теплового носителя путём добавления холодной водопроводной воды.

Как убрать воздушную пробку из системы охлаждения двигателя

Воздух из системы отопления нужно спускать не только для того, чтобы обеспечить прогрев помещения. Когда внутренняя поверхность металлического изделия контактирует попеременно с водой и кислородом, процессы коррозии начинаются раньше и происходят быстрее, чем если бы по трубам циркулировала сплошная жидкость. Вероятность быстрого разрушения металла увеличивается, если в воду попадают агрессивные примеси.

Для алюминиевых труб и батарей воздушные пузыри создают наибольшую угрозу. Жизнь жильцов тоже подвергается опасности, потому что в процессе коррозии алюминия выделяется водород. Когда этот газ взаимодействует с кислородом в атмосфере, происходит взрыв. Вероятность этого меньше 100%, так как для реакции нужно, чтобы соотношение газов было 2:1, и всё же риск очень высок. На интенсивность коррозии влияют и такие факторы:

  • способ сварки деталей радиаторов и труб;
  • качество защитных покрытий;
  • кислотность теплоносителя (воды или другой жидкости).

Как устроена однотрубная система отопления / How does one-pipe heating system work?

Оптимальным способом спуска воздуха станет монтирование в отопительную систему ручных (механических) или автоматических воздухоотводчиков. Первый (локальный) вариант заключается в установке кранов Маевского на торцах всех радиаторов.

Второй способ – это вертикальный или горизонтальный монтаж высокопроизводительных отводчиков воздуха, дополненных фильтрами на подачу воды и «обратку». Максимальную эффективность обезвоздушивания показывает многоступенчатая система с раздельным сбросом воздуха в разных точках.

Кран Маевского

Запорная арматура игольчатого типа СТД-7073В изготавливается из разных материалов. Латунные изделия не подвергаются коррозии, надёжны и долговечны. В вертикальных системах запорная арматура монтируется на все приборах верхнего этажа, а в горизонтальных – на все радиаторные батареи.

Правила выполнения работ:

  • установить краны;
  • открыть запорную арматуру на один оборот;
  • закрыть кран после появления воды.

Еще на стадии проектирования отопительной системы необходимо установить все элементы таким образом, чтобы обеспечить свободное, беспрепятственное «хождение» воздуха, который образуется при нагреве теплоносителя.

Все замкнутые системы обязательно оснащаются воздухоотводчиками.

Сепаратор воздуха и шлама Honeywell HF49.

В закрытых системах отопления могут применяться сепараторы воздуха, которые позволяют полностью очистить теплоноситель, как от растворенного воздуха, так и от воздуха в виде мелких и крупных пузырьков. Конструкция сепаратора позволяет задерживать и удалить частицы воздуха.

При обустройстве трубопровода важно соблюсти такой угол наклона, при котором воздушные пузырьки свободно перемещаются вверх, в самую высокую точку контура, не скапливаясь на поворотах и пологих участках. В самой верхней точке такой системы должен быть установлен расширительный бак открытого типа, через который пузыри воздуха попадают в атмосферу

Спуск воздуха из отопления в замкнутой системе

Стравливание воздуха из отопительной системы с помощью автоматического воздухоотводчика

Чтобы стравливать воздух из системы с принудительным движением теплоносителя или гравитационной системы с нижней разводкой, используется иной принцип. Под уклоном монтируются обратные трубопроводы (это упрощает слив жидкости из системы), а в верхней точке всех отдельных контуров ставят автоматические клапаны, через которые воздух сбрасывается по мере накопления.

Помимо автоматических воздухоотводчиков в системе задействуются и ручные краны Маевского. Такие воздухоотводчики монтируются на радиаторы отопления – на верхний патрубок с противоположной стороны от трубы, подающей нагретый теплоноситель. Чтобы воздух попадал в клапан, а не скапливался в верхнем коллекторе радиатора, прибор отопления рекомендуется устанавливать под небольшим углом. Сброс воздуха выполняется вручную по мере необходимости.

В идеале система самостоятельно справляется с завоздушиванием благодаря автоматическим клапанам, через которые стравливается воздух. Обнаружив, что отдельный прибор отопления или часть контура не работают должным образом, необходимо найти место, где образовалось скопление воздуха.

Потрогайте радиатор — если его верхняя часть холоднее нижней, значит, туда не поступает теплоноситель. Чтобы выпустить воздух, откройте кран Маевского, установленный на стальном, алюминиевом или биметаллическом радиаторе, либо вентильный кран, который монтируют на чугунные батареи.

Как определить воздушную пробку в батарее

Определить место завоздушивания можно и по звуку — в нормальных условиях теплоноситель движется практически бесшумно, постороннее бульканье и звуки перелива возникают из-за препятствия в потоке.

Металлические трубы и приборы отопления простукивают легкими ударами — в местах скопления воздуха звук заметно звонче.

При наличии ручных воздухоотводчиков на радиаторах, проблем с тем, как убрать воздух из батарей, не возникает. При помощи отвертки или штатного ключа немного вывинчивается шток крана Маевского, при этом под сливное отверстие подставляется подходящая емкость (достаточно полулитровой стеклянной банки).

Чтобы удалить воздушную пробку из системы отопления, если она скопилась в стороне от воздухоотводчика (ручного или автоматического), поступают следующим образом:

  1. Открывают ближайший к воздушному пузырю воздушный кран или клапан.
  2. Начинают понемногу подпитывать систему теплоносителем, чтобы жидкость за счет увеличения объема вытеснила воздушный пузырь в сторону открытого воздухоотводчика.

Автоматический воздухоотводный клапан с угловым подключением

Что делать в сложных случаях, когда пробку не убирает добавление объема теплоносителя? В такой ситуации помимо увеличения количества теплоносителя требуется добавить давления, нагрев жидкость до критических температур. Следует действовать предельно аккуратно, чтобы не ошпариться брызгами, сопровождающими сброс воздуха через автоматический клапан.

Открытый контур

Действия при заполнении такого типа системы отличаются от стандартов. Первостепенно вентили наоборот закрываются. Открытым оставляется лишь тот, через который заливается вода в систему. Затем подключается насос для обеспечения стабильного давления в трубах. Воздух с батарей выпускается с помощью кранов лишь после заполнения всей системы водой.

Спуск воздуха из отопления в замкнутой системе

Вы видите при соблюдении правил и проведении профилактики вполне возможно свести к минимуму вероятность появления в системе отопления воздушных пробок, снижающих температурный режим в квартире.

Продолжительный контакт металла батарей и воздуха внутри приводит к коррозийным отложениям, они затем послужат причиной выхода прибора из работы. Это основные причины, из-за которых советуют как можно быстрее стравить воздух из батареи.

Как выпустить воздух из радиатора если нет крана Маевского

При нижнем розливе:

  • запуск элеватора на сброс;
  • использование запорной арматуры;
  • перепускание стояка на сброс.

В многоквартирных домах с верхним розливом производится открытие специализированного «сбросника» на расширительном баке при выдвинутом штоке.

Для проведения процедуры развоздушивания батарей проводят следующие операции:

  1. Готовят емкость для сливания теплоносителя, ей может быть небольшая банка или пластиковая бутылка.
  2. Специальным ключом или плоской отверткой откручивают винт на головке клапана Маевского, подставляя под выпускное отверстие емкость.
  3. Производят стравливание воздуха из системы отопления, сливая некоторое количество теплоносителя. Наличие пузырьков определяют по звуку выходящей жидкости (это шипение) – когда шум снижается, закручивают винт обратно.
  4. Собранный со всех батарей теплоноситель заливают обратно в контур.

Иногда спуск воздуха в системе отопления из радиаторов затруднен, если они вместо клапана имеют на торце пробку-заглушку. В этом случае поступают следующим образом:

  1. Отключает подачу воды на радиатор со стояка шаровым вентилем или иным способом.
  2. Снимают резьбовую пробку и заменяют ее на заранее приобретенный комплект с краном Маевского одинакового посадочного размера с заглушкой.
  3. Вкручивают устройство в радиатор, используя резиновый или льняной уплотнители, наполняют теплообменник водой и спускают воздух через кран Маевского.

Рис. 8 Краны Маевского – конструктивное устройство

Чтобы решить проблему раз и навсегда, потребуется установить кран Маевского. Для этих целей необходимо приобрести футорку, которая устанавливается на место заглушки и имеет резьбу для вкручивания крана.

Футорка

https://www.youtube.com/watch?v=

Кран Маевского

Сама процедура проходит следующим образом:

  1. Отрезать батарею от общей подачи теплоносителя с помощью установленных кранов. Если таковых нет, то потребуется выполнить слив теплоносителя из системы – в частных домах это реализуется достаточно просто, а вот в квартирах придется обращаться в соответствующую организацию для согласования подобных мероприятий.
  2. Открутить заглушку, как описано в первом разделе статьи.
  3. Очистить резьбу от загрязнений, убедиться в ее целостности. Если бороздки «слизались» — выполнить нареку резьбы с помощью метчика.
  4. В качестве уплотнителя, намотать на резьбу небольшое количество льна или фум-ленты.

  5. Вкрутить футорку, затем установить кран Маевского на чугунную батарею.

  6. Наполнить систему водой и убедиться в отсутствии подтеканий.

Пользоваться краном для спуска воздуха очень просто, достаточно снять защитный колпачок и с помощью отвертки откручивать вентиль, пока не появится характерный свист. Если с выходного отверстия сразу льется вода, значит, радиатор полностью заполнен теплоносителем. Существует несколько причин, по которым батарея остается холодной, после спуска воздуха.

Действуя в соответствии с представленными рекомендациями, получиться спустить воздух с чугунной батареи. Откручивание пробки подойдут в том случае, если радиатор сравнительно новый и соединения еще не успели «прикипеть» друг к другу. Просверливание небольшого отверстия применимо даже для старых батарей, разборка которых не представляется возможной.

Конструкция крана Маевского

Он предназначен для устранения воздушной пробки в батарее отопления. Несмотря на небольшой размер, кран Маевского способствует эффективному удалению скопившегося пара не только в радиаторах, но и в трубах.

Конструктивно он представляет собой игольчатый клапан, заключенный в металлическом корпусе. Как удалить воздушную пробку из системы отопления с его помощью? Сначала нужно определиться с моделью устройства.

Ручные краны

После установки в верхний патрубок радиатора выпуск воздуха осуществляется после поворота накидной гайки на кране. Удаление воздушной пробки из системы отопления с помощью ручного крана Маевского выполняется по следующей схеме:

  • Заполнение системы теплоносителем. Краны на радиаторах при этом находятся в закрытом состоянии;
  • По достижении максимального уровня подача воды прекращается;
  • Установив в устройствах требуемый зазор игольчатого ограничителя, открываются краны;
  • Одновременно с этим возобновляется подача теплоносителя.

Вода добавляется в систему до тех пор, пока из всех кранов Маевского не начинает идти жидкость. Обязательно проверяется отсутствие воздушной струи. Такой метод эффективен для удаления воздушной пробки в радиаторах отопления при первом запуске системы, перед сезоном или при появлении завоздушенности во время эксплуатации.

Предлагаем ознакомиться  Как рассчитать систему вентиляции. Расчетная температура для проектирования вентиляции

Ручные модели эффективно устранят воздушную пробку в радиаторе как для автономного, так и для центрального отопления. Главное, – правильно подобрать монтажную резьбу. В большинстве случаев она равна 1/2”, но есть модели и с нестандартным размером 3/4”.

Автоматический кран Маевского

В отличие от вышеописанной модели в их конструкции на торец игольчатого клапана устанавливается седло с определенной площадью поверхности. В сочетании с обратной пружиной, степень прижатия которой определяет критическое значение давления, при котором кран открывается. Подробное устройство предназначено для автоматического пробития пробки в отоплении при превышении критического значения температуры и как следствие — давления.

Однако, перед монтажом следует ознакомиться со спецификой работы этой модели:

  • Для предотвращения попадания воды на пол в конструкции должен быть предусмотрен патрубок для слива избыточного количества воды в канализацию;
  • При долгом застое седло клапана может покрыться известковым налетом, который затруднит его открытие. Поэтому рекомендуют 1 раз в 2-3 месяца открывать кран вручную. Этапы процедуры нужно сделать перед первым запуском отопления;
  • Устанавливаемое максимальное давление открытия не должно превышать критическое всей системы. Для того чтобы убрать воздушную пробку из отопления в автоматическом режиме значение давления на кране должно быть меньше максимального на 5-10%.

Что лучше установить: автоматический или ручной кран Маевского? Если работа системы не предусматривает резких скачков давления — на радиаторы можно поставить ручные модели. Для автономного отопления отдают предпочтение автоматическим.

Лучше всего выбирать модели, изготовленные из латуни. Во время выгона воздушной пробки из отопления они могут выдержать не только критическое значение давления, но и температуры. Стальной корпус подвержен разрушению и ржавлению.

кран маевского

Одной из наиболее частых и от того не менее неприятной из них является воздушная пробка.

Чем же она так неприятна для нас и наших и батарей, как и с помощью чего с ней бороться? Поговорим об этом в нашей новой статье — воздушная пробка или как спустить воздух из радиатора отопления.

Если батарея не греется как следует и из нее доносятся бульканье и шипение, скорее всего в систему попал кислород.

Опасность воздушной пробки заключается в том, что она приводит к коррозии и через какой-то время может повредить всю систему отопления.

Попадает воздух в систему по разным причинам, это может быть ошибка при монтаже или заполнении водой всей системы, а может быть и плохая вода, в которой содержится кислород в виде примеси или пузырьков.

Результатом такой воздушной пробки становится снижение срока службы радиатора, а если используется автономная система отопления – ломаются подшипники вала, а за ними и насос, поскольку котлу приходится перегонять воздух вместо воды.

для чего нужен кран маевского

Рассмотрим, как спустить воздух из батареи самостоятельно.

Прежде чем выяснить, как спустить воздух из системы отопления, разберемся, почему он там скапливается. Основные причины:

  • проведение ремонтных работ – во время разбора/сбора элементов в них неизбежно попадает воздух;
  • неправильный запуск системы отопления в многоквартирном доме – по нормативам трубы должны заполняться водой медленно с одновременным стравливанием лишнего воздуха;
  • неплотное прилегание частей системы или плохая герметизация стыков – теплоноситель незаметно вытекает и испаряется, а извне втягивается воздух;
  • пониженное давление в трубопроводе, приводящее к образованию пустот и их заполнению воздухом;
  • повышенное количество кислорода в теплоносителе – в воде всегда присутствуют пузырьки газа, но если их слишком много, то могут образовываться воздушные пробки;
  • неправильное подключение системы теплого пола – расположение веток на разной высоте;
  • некорректная работа или отсутствие воздухоотводчика на батарее.

Кроме того, к скоплению воздуха может привести низкое качество радиатора. Алюминиевые устройства отличаются доступной ценой и высокой теплопроводностью. Но металл активно вступает в реакцию с водой, в результате которой выделяется газ водород.

Проблему быстрой коррозии частично решает пленка, которой покрывается изнутри алюминий, но она со временем исчезает.

Более надежный, долговечный и дорогостоящий вариант – биметаллические батареи, в которых алюминий совмещен со сталью, не поддающейся воздействию воды.

Как правило, с проблемой, как развоздушить батареи, сталкиваются жители последних этажей в многоквартирных домах. При нагревании кислород, растворенный в воде, поднимается вверх, формируя пробки.

В частных домах с открытой системой отопления пузырьки воздуха свободно выходят через расширительный бак в верхней точке системы, поэтому воздух обычно не скапливается, за исключением некоторых случаев.

Заподозрить наличие воздушной пробке в радиаторе можно по следующим признакам:

  • температура воздуха в квартире существенно ниже, чем у соседей;
  • батарея нагревается неравномерно – часть, в которой есть воздух, остается холодной;
  • слышны шипящие и булькающие звуки.

Из-за скопления воздуха в радиаторе нарушается работа системы отопления. Возможные последствия:

  • снижение эффекта от работы батареи – воздух в комнате не прогревается до необходимого уровня при существенных затратах энергии;
  • повреждение элементов трубопровода из-за разницы в температурах – одни части остаются холодными, другие – перегреваются;
  • ускорение коррозии радиаторов из-за длительного контакта металла с воздухом;
  • выход из строя циркуляционного насоса под воздействием эффекта «сухого трения».

Ответ на вопрос, как спустить воздух из радиатора отопления, зависит от типа установленного на нем воздухоотводчика. Эти устройства необходимы для облегчения удаления лишнего газа из системы. Их стоит монтировать в тех зонах, где есть риск образования пробок, либо, что еще удобнее, – на каждой батарее. Возможные варианты:

  • кран Маевского (ручной регулятор);
  • автоматическая (поплавковая) система.

Чем это плохо

  1. Чем вредит воздушная пробка в контуре водяного отопления?

Автоматический воздухоотводчик

Устройства, работающие в заданном режиме, регулируются при помощи специального датчика. Его тип зависит от конфигурации клапана. Обычно используют поплавковые датчики. Когда уровень жидкости понижается, минуя определённую отметку, поплавок отпирает отверстие, через которое стравливается воздушный пузырь. После прогона воздуха датчик срабатывает и клапан запирает отверстие.

Автоматические приспособления по конфигурации бывают вертикальные и горизонтальные. Производительность различается, так что автоматикой можно оснащать трубопроводы центрального отопления. Её устанавливают во всех местах, где есть высокая вероятность возникновения воздушных пузырей. В отопительных системах, обогревающих частные дома, автоматика тоже зарекомендовала себя хорошо.

При выборе такого решения нужно следить за чистотой и качеством жидкости, циркулирующей по трубам. Поскольку в центральных отопительных системах с этим сложно, целесообразнее применять автоматические устройства в комплексе с другими приспособлениями. В таких случаях совокупность элементов образует многоступенчатую систему стравливания воздуха. В неё входят:

  • краны Маевского, установленные на стояках, бойлерах и радиаторах;
  • воздухоотводчики автоматического типа на разных участках теплоцентрали.

https://www.youtube.com/watch?v=QzYzV4WJbMc

Поплавок, полностью автоматизирован. Несколько вариантов установки. На радиаторе сбоку горизонтально либо вертикально. Без вмешательства человека реагирует на общее количество воды в отопительной системе и при образовании скоплений воздуха автоматически спускает его через клапан. Если уровень воды в радиаторе упадет, поплавок автоматически открывает клапан, который спустит пробку. Такой прибор очень удобен, поможет вам исключить появление аварийных ситуаций если вас, например, продолжительное время нет дома.

У него есть один минус-чувствителен к химическим элементам воды в теплоносителе. Из-за входящих в состав воды примесей быстро приходит в негодность. Предотвратить поломку можно установив фильтрующие воду элементы и профилактическая проверка и замена кольца уплотнителя.

Установка данной автоматизированной системы подходит для использования в частном секторе, с ней не потребуется повторного запуска системы, залива батарей. Использование с соблюдением правил и профилактические меры увеличат срок работы.

Конструкция, принцип работы воздухоотводчика

Но помимо радиаторов нередко возникают ситуации, когда требуется выгнать воздушную пробку из системы отопления в трубах. Для этого на определенных участках магистрали необходимо установить воздухоотводчики. Их конструкция во многом схожа с описанными автоматическими кранами Маевского. Однако есть существенные отличия — они рассчитаны на наибольший объем выпускаемого воздуха и устанавливаются не горизонтально, а вертикально.

Для того чтобы удалить образовавшуюся воздушную пробку из системы отопления сначала нужно установить воздухоотводчики в правильных местах:

  • В самой высокой точке магистрали. Для открытой системы это возможно только в том случае, если установлен герметичный расширительный бак на обратной трубе;
  • В коллекторном отоплении — на каждой гребенке;
  • Для тройниковой разводки — перед каждым узлом разветвления магистрали.

После установки необходимо правильно выставить значение давления, при котором воздухоотводчик сработает. Для удаления воздушной пробки из системы отопления в трубы нагнетают теплоноситель до того момента, пока не сработает воздухоотводчик на обратной магистрали.

Убирая воздушную пробку в автономном отоплении, нужно снизить температуру теплоносителя до минимума. Это приведет к уменьшению объема воды и будет способствовать более эффективному устранению неполадки.

В сочетании с функциональными качествами кранов Маевского это дает возможность эффективно пробить любую пробку в отоплении

Важно, чтобы параметры срабатывания устройств не превышали критическое значение давления. В противном случае безопасность системы может быть под угрозой

Сами воздухоотводчики делятся на автоматические и ручные. В случае с ручными их называют еще Маевскими. У них небольшие габариты, ставят их на торцевых частях отопления. Регулировка крана осуществляется при помощи ключа, а кто-то справляется вручную. Конечно, небольшие размеры сказываются на производительности. Кран Маевского подойдет лишь для локального избавления от воздушных пробок.

Автоматические варианты работают без человеческого вмешательства. Установить их можно горизонтально или вертикально. Производительность довольно высокая, но есть и существенный минус — повышенная чувствительность к загрязнениям. В связи с этим их монтаж осуществляют сразу с фильтрами для надежности.

Устанавливают автоматические воздухоотводчики по определенной схеме: по линии труб в нескольких разных точках. Получается, что сброс воздуха происходит отдельно из каждой группы. Такую многоступенчатую систему обезвоздушивания называют наиболее эффективной. Если осуществить правильную прокладку труб, то проблем с выводом воздуха не возникнет.

Многие обладатели радиаторных систем сталкивались c ситуацией, когда при горячих трубах некоторые части радиатора плохо греют или они вообще холодные, аналогичные проблемы возникают с утеплением водяными полами. Главная причина этого явления – наличие воздуха в трубах, который поднимается вверх и препятствует движению теплового носителя.

Если в открытом контуре воздушные пузырьки отправляются в незакрытый расширительный бак, расположенный на высоких этажах здания или чердаке, и стравливание не столь актуально, то в закрытой системе жизненно необходим спускник воздуха системы отопления на всех контурах и отдельных теплообменных приборах.

воздухоотводчик

Когда пробки мешают работе системы, для удаления скопившегося воздуха используют ручные или автоматические отопительные спускные краны. Одним из наиболее простых приспособлений является обычный вентиль, устанавливаемый в верхней точке радиаторов отопления. Для спуска воздуха из батарей вентиль открывают и ждут момент, когда струя перестанет вытекать рывками вместе с воздухом – в радиаторах без воздуха водный поток будет равномерным.

В индивидуальных отопительных линиях частных домов на радиаторы вместо обычных вентилей ставят специальные запоры, которые функционируют автоматически или регулируются вручную. С их помощью удаляют не только воздух из приборов, в которых происходит газообразование, но и когда нужно, кислород из воды, вызывающий ускоренную коррозию металлических деталей арматуры.

Рис. 2  Воздухоотводчик для сброса воздуха из системы отопления – конструкция

https://www.youtube.com/watch?v=Q4LOLnuFOoc

Чтобы спустить воздух из контура, можно воспользоваться обычным вентилем, слив некоторое количество жидкости. Если в коммунальных домах уменьшение объема воды в контуре не вызывает негативных последствий и она пополняется коммунальными службами, то в индивидуальных домах слитый тепловой носитель придется восполнять самостоятельно.

Для замкнутой системы доливание теплоносителя довольно большая проблема – придется подключать ручной или электронасос, а если в магистрали находится ядовитый этиленгликолевой антифриз, проведение работ с принятием необходимых мер безопасности отнимет массу времени.

Основное отличие специальных устройств воздухоотвода от обычных вентильных запоров – малый диаметр выпускного отверстия, его расположение под углом 90 градусов и возможность плавной регулировки сечения выпускного канала резьбовым винтом.

Как видно из рис. 2, винт имеет конусообразную форму и аналогичное посадочное гнездо, благодаря этому в закрытом состоянии он надежно и герметично перекрывает входное отверстие. Чтобы спустить воздух, головку винта поворачивают на один или два оборота, открывая выходное сливное отверстие малого диаметра, и завоздушенный тепловой носитель вместе с пузырьками начнет вытекать из крана в небольших количествах в то время, как стравливание воздушной пробки будет происходить в более интенсивном режиме.

Преимуществом использования воздухоотводчика является то, что при повороте винта в первую очередь с характерным шипящим звуком выходит наружу воздушный поток, а затем вытекает завоздушенный теплоноситель, небольшое количество которого можно не доливать в систему.

Рис.3 Принцип работы автоматического воздухоотводчика

Залитый холодный теплоноситель в отопительной магистрали имеет свойство выделять воздух при нагревании, для его стравливания применяют автоматический сброс воздуха из системы отопления.

Принцип действия всех автоматических приборов заключается в открывании стравливающего отверстия при появлении воздуха во внутренней области корпуса воздухоотводчика. Элементом, реагирующим на присутствие воздуха, является погруженный во входной патрубок устройства поплавок, который связан с клапаном, закрывающим отверстие для выхода воздуха. Автоматическое устройство работает по следующему принципу (рис. 3):

  1. Когда отопление функционирует нормально, находящийся в пространстве цилиндрической рабочей камеры поплавок находится в верхнем положении и связанным с ним конусообразным штоком запирает выходной канал.
  2. Если воздух скапливается в верхней части бачка, поплавок уходит вниз вместе с запирающим штоком и происходит отпирание воздушного клапана, воздух стравливается из устройства.

Рис. 4 Автоматический клапан сброса воздуха из системы отопления

Устройство

На рынке представлены различные конструкции автоматических клапанов для спуска воздуха, рассмотрим конструкцию и функционирование одного из распространенных видов.

Данная модель (рис 4.) имеет составное устройство корпуса из латуни, включающего основную часть 1, которая вкручивается в трубопровод, и его крышку 2 с запорным механизмом, соединенную с основой через уплотнительное кольцо 10.

В нерабочем состоянии поступающая через входной патрубок снизу жидкость поднимает пластмассовый поплавок 3, он через флажок давит на подпружиненный (пружина 7) держатель 5 с золотником 6, который запирает проходной канал в жиклере 4.

  • Самые верхние точки системы. Если при монтаже трубопровод поднимается вверх, обходя какое-либо препятствие, и затем опускается вниз к теплообменным приборам, сверху следует установить автоматический воздухоотводчик для системы отопления. Это предотвратит завоздушивание по той причине, что легкий воздух всегда поднимается вверх и скапливается в трубопроводе на верхнем этаже.

4 Воздухоотводные приспособления

Чтобы быстро выгонять воздух из радиаторов и труб, лучше заменить устаревшие приспособления на более современные. Для спуска воздуха в отопительной системе частного дома специалисты рекомендуют использовать краны Маевского. Они представляют собой клапаны с механическим управлением (не автоматика). Достоинства изделий:

  • оперативное устранение пробок без существенных потерь теплоносителя;
  • компактность;
  • удобство в монтаже и эксплуатации;
  • надёжность;
  • долговечность.

Воздух в системе водоснабжения ( часть 1 )

Краны Маевского оптимальны для установки в частных домах, где завоздушивание трубопровода происходит не очень часто. В многоквартирных домах возникают проблемы. Поскольку пробки образуются регулярно, а вода содержит много примесей, сливное отверстие быстро засоряется. Каждый месяц их нужно прочищать.

Гидроудар — это резкий скачок давления, который происходит, когда открывают или закрывают задвижку, перекрывающую доступ теплоносителя в систему. При этом скорость жидкости резко изменяется, а объём системы остаётся прежним. Возрастает давление, и кран (Маевского или другой) подвергается очень высокой нагрузке. Решением проблемы может стать применение автоматики.

Почему завоздушивается система отопления

Чаще всего, при возникновении пробок, выясняется, что где-то образовалась небольшая течь. Её бывает не видно невооружённым глазом, ведь небольшое количество воды может успевать высыхать на поверхности трубы. Более действенный способ выявления утечек – осмотр системы тепловизором.Воздух неизбежно попадает на этапе заполнения теплоносителем

После того, как систему заполнили, важно несколько раз спустить воздух.Пробки могли образоваться при ремонтных работах.Даже если систему не ремонтировали, с течением времени из воды выделяется кислород, который накапливается в верхних точках трубопровода.Утечка может быть там, где её меньше всего ждут – в воздухоотводчиках, особенно этому подвержены современные автоматические модели, работающие в теплоносителе низкого качества.

Супер отопление
Adblock detector