Заполнение системы отопления теплоносителем как заполнить водой или антифризом

Заполняем систему снизу

Перед тем, как добавить воду в систему отопления, стоит определиться, по какой схеме она функционирует.

Существует две разновидности сборки отопительного контура в частном доме:

  • Открытая система – давление в ней равно высоте водяного столбика от нижней до верхней точки контура. Посредством открытого расширительного бака система сообщается с атмосферой.
  • Закрытый тип отопления функционирует при избыточном давлении в 1,5-2,5 атмосфер. В нем присутствует мембранный бачок, который компенсирует термическое расширение теплоносителя при повышении его температуры.

В открытой системе отопления все трубы контура уложены так, чтобы создать небольшой уклон от расширительного бака до верхней точки контура.

В данном случае не придется ломать себе голову, как правильно залить воду в систему отопления. Ее подают прямо через расширительный бачок, установленный под потолком или на чердаке. Можно заливать какой-либо емкостью, либо подключить кран к центральному водоснабжению.

Таким образом, в случае с открытым типом системы отопления – как правильно запитать ее, проблем возникнуть не должно. После растопки печи или котла вода начнет циркулировать естественным способом, либо принудительно после включения циркуляционного насоса, если он предусмотрен схемой.

Методика, как заполнить водой закрытую систему отопления, будет выглядеть несколько по-другому. При этом заполнение системы водой можно выполнять как вручную, так и с частичной автоматизацией.

Набор для автоматического закачивания теплоносителя включает:

  • Перемычку между отоплением и системой ХВС с краном. Перед тем, как залить воду в закрытую систему отопления достаточно будет открыть кран и перекрыть все клапаны для сброса жидкости.
  • Манометр понадобится, чтобы проконтролировать уровень давления в системе. Этот элемент входит в группу безопасности котла.
  • Автоматический воздухоотводчик, который также входит в группу безопасности. Данный прибор выводит из системы излишний пар и воздух, чтобы они не затрудняли циркуляцию жидкости в контуре.
  • Краны Маевского. Они служат для того, чтобы заполнить отопление закрытого типа водой как можно полнее и стравить остатки воздуха, которые задержались в карманах. Ставят такие краны на скобах разлива выше его уровня.

Во время закачивания воды основная часть воздуха из ХВС выходит сквозь автоматический воздушник группы безопасности. Это происходит после включения циркуляционного насоса по мере заполнения системы. При этом уровень давления контролируется манометром. Остатки воздуха стравливают через краны Маевского.

А вот перед тем, как правильно заполнить систему отопления закрытого типа ручным способом, придется установить в верхней точке контура специальный шаровый кран (сбросник) и найти обычный велосипедный насос.

Итак, сначала через золотник стравливаем воздух из расширительного бачка. Затем заливаем воду через лейку, вставленную в сбросник и насосом нагнетаем давление в бачке до 1,5 кг·с/см2.

Таким образом, довольно несложно разобраться, как заполнить закрытую систему отопления теплоносителем, и какую жидкость лучше выбрать. Надеемся, что данный материал вам в этом поможет.

Для выполнения работ необходим насос и расширительный бак. Рекомендуется делать это вдвоём. Задача первого — наполнять контур водой, пока второй контролирует спуск воздуха.

Если приходится делать всё в одиночку, достаточно включить слабый напор. Клапан для сброса газа должен быть в верхней части трубопровода, на отдалении от котла.

Перед началом под место вытекания жидкости ставят ёмкость для её сбора.

Кран для удаления воды ставят внизу. Неподалёку от него, возле котла, монтируют подающий патрубок. Для заполнения используют шланг, который помещают в водопровод или соединяют с насосом. Успешному процессу способствует высокий напор. Система заполнится, когда из клапана для отвода покажется жидкость. Затем идёт спуск воздуха и проверка давления. При необходимости процедуру повторяют.

В двухконтурной системе процесс проще. Для залива используют систему подпитки, если есть. Она автоматически проведёт балансировку, удалит газ и подберёт заданное давление. При её отсутствии понадобится соединить шлангом водопровод с котлом и провести заполнение через последний. В этом случае придётся вручную чистить контур от воздуха.

Если котёл газовый, с него придётся снять лицевую крышку. Там расположен насос для подкачки. Устройство включают, прогревая теплоноситель.

Жидкость смешивается с газом, который нужно удалить: для этого клапан внутри прибора приоткрывают отвёрткой. Когда из него покажется вода, клапан затыкают.

Процедуру повторяют 3—5 раз с интервалом в 2-3 минуты. Если в котле перестало бурлить, проводят проверку давления.

Закончив заполнение закрытой системы, переходят к осмотру на целостность труб. После неё делают отладку и гидравлические испытания.

Заполнение системы отопления теплоносителем как заполнить водой или антифризом

Существует два принципиально разных способа залива воды.

Сверху

Выполняется при помощи циркуляционного насоса. Желательно использовать электрический, особенно в системах с перепадом высоты от 10 метров.

Если есть только ручное устройство, залив можно выполнить с верхней точки при помощи штуцера, который соединяют с воздушным клапаном.

Жидкость поступает самотёком. Снизу должен быть открыт кран слива. Его перекрывают, как только показалась вода. Это помогает создать статическое давление равное высоте контура поделённой на 10 атм.

Далее, нужно увеличить количество жидкости до рабочего значения. К штуцеру подключают шланг при помощи шарового крана. С другой стороны на него крепят переходник к насосу с манометром. Шланг заполняют водой при закрытом вентиле на трубе. Затем её переправляют в контур, создавая поток воздуха из насоса. Процедуру повторяют 3—5 раз. Это нужно делать аккуратно, чтобы газ не попал в трубопровод. В противном случае придётся провести чистку системы.

Для процедуры понадобится ёмкость объёмом не менее 200 литров (больше, в зависимости от системы). В неё помещают насос, создают необходимое давление.

Последнее вычисляют по высоте напора: значение в метрах делят на 10 и получают число в атмосферах.

Бочку предварительно заполняют водой. Уровень должен быть выше патрубка, чтобы избежать попадания воздуха. По мере перекачки жидкость доливают.

При заполнении антифризом используют малую ёмкость, чтобы не загрязнять шланг и корпус насоса. Его количество нужно восполнять чаще, периодически останавливая процесс.

Заполнение выполняют при открытых воздуховодах. Последними служат краны Маевского, размещённые на батареях. Под них устанавливают предметы для сбора жидкости. Когда она потечёт — вентили перекрывают.

Контроль давления осуществляют по манометру. Если показатель превысит статичный (его принимают равным длине напора в контуре, делённой на 10), в систему продолжают заливать воду до получения необходимой величины.

Окончив процесс, насос отключают. Затем откупоривают воздушные клапаны. Это нужно для удаления газа из системы. Давление в подобном случае упадёт, поэтому потребуется долив жидкости.

Внимание! В завершение следует осмотреть обвязку на наличие трещин и течей.

Главная » Отопление » Как заполнить антифризом систему отопления закрытого типа

Загородный дом или дача, куда хозяева приезжают отдохнуть на время выходных, в зимний период топится периодически. Поэтому вопрос, антифриз или воду заливать в отопительную систему такого жилища, не подлежит обсуждению.

Дабы не случилось размораживания оборудования и труб, они должны быть заполнены только незамерзающей жидкостью.

Поскольку тема интересует многих домовладельцев, в данном материале мы расскажем, как выбрать антифриз для отопления и правильно залить его в систему.

Для заливки в системы отопления частных домов на рынке предлагается 2 вида незамерзающих теплоносителей, изготавливаемых на основе:

  • этиленгликоля;
  • пропиленгликоля.

Первый вид антифризов можно описать буквально двумя словами – дешев и токсичен, в то время как пропиленгликоль безопасен, но дорог.

По понятным причинам большинство продавцов усиленно предлагают именно второй тип теплоносителя, делая упор на его безопасности для здоровья человека.

При этом развивается теория о том, что малая толика теплоносителя может попасть в питьевую воду через систему ГВС либо отравить чуть ли не все живое в доме при протечке из соединений системы отопления.

ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ 7(495)744-67-74

Промышленное отопление предприятий

Обратите внимание

В действительности качественно и правильно смонтированное отопление не даст ни малейшего шанса антифризу попасть в воду, а протечки бывают столь мизерны, что не представляют опасности.

Другое дело – потеря гарантии на котел, ведь большинство производителей не допускают работу своих теплогенераторов с незамерзайкой.

Но это касается любых гликолей, кроме тех, что разрешает применять сам изготовитель котла.

Вывод прост: когда вы уверены в качестве сборки своей системы отопления и стеснены в средствах, то смело заливайте этиленгликоль, тщательно контролируя процесс и строго соблюдая инструкцию. Если же есть желание подстраховаться, подкрепленное возможностями, то уплатите требуемую цену за пропиленгликоль, залейте его и спите спокойно.

Рекомендуется разбавлять его строго в соответствии с инструкцией, не нужно делать раствор сильно концентрированным «на всякий случай». От этого в разных местах и на теплообменнике могут появиться отложения.

Менять антифриз надо не позже чем через 5 лет эксплуатации.

Это как раз тот случай, когда следует покупать безопасный пропиленгликоль. Все дело в открытом расширительном бачке, сообщающемся с атмосферой.

Поскольку он располагается в пределах дома (как правило, на чердаке), то в жилые помещения могут в небольшом количестве попадать испарения. А вообще, заливать антифриз в открытую систему – нецелесообразно.

Что такое теплоноситель и какие бывают виды

Теплоносителем называют жидкое или газообразное вещество, предназначенное для передачи тепловой энергии, в индивидуальной отопительной системе дома используется только жидкое рабочее тело.

В домашнюю систему отопления заливаются следующие виды теплоносителей:

  • Вода. Самый доступный и универсальный теплоноситель, не требующий финансовых затрат на его приобретение и используемый в большинстве систем отопления, обладает наибольшей теплоемкостью среди жидких веществ.
  • Антифризы. Для передачи тепловой энергии используются два вида антифризов – этиленгликоль и пропиленгликоль. Они имеют низкую температуру кристаллизации и разводятся с водой в определенном соотношении – это позволяет изменять точку замерзания жидкости.
  • Смеси антифризов. Наиболее популярные антифризы этиленгликоль и пропиленгликоль обладают разными химическими и физическими свойствами. Некоторые производители добавляют в их состав гликоли для получения жидкостей, сочетающий в себе преимущества двух компонентов.
  • Автомобильные антифризы. Этиленгликоль является одним из основных компонентов автомобильных охлаждающих жидкостей, поэтому можно использовать общеизвестный Тосол для отопления дома. В его марках цифры 40 (голубой цвет) и 65 (красный цвет) означают температуру замерзания.
    При эксплуатации раствор тосола меняет цвет на сине-зеленый, затем зеленый, желтый и в конце обесцвечивается (точнее становится грязно-коричневым из-за отложений ржавчины). Это говорит о снижении ее эксплуатационных качеств и необходимости замены. Нормальной рабочей температурой эксплуатации Тосола считается показатель до 95º С, при превышении этого порога срок службы жидкости резко падает.

Рис.2 Антифризы – виды

  • Другие вещества. Чтобы понизить точку замерзания воды, можно использовать любые солевые растворы (хлористые натрий, калий, кальций), спирты, глицерин, гликоли, анилин и многие другие химические компоненты. Очень хорошим антифризом считается вода с 40% содержанием этилового спирта, но его использование довольно дорого и ограничено высокой летучестью и воспламеняемостью. Аналогичными свойствами обладает и более дешевый метиловый спирт, который опасно использовать в качестве теплоносителя вследствие его высокой ядовитости.

Периодичность замены теплоносителя

Закрытая система отопления с подключением к водопроводу

Заполнение системы отопления теплоносителем как заполнить водой или антифризом

В течение отопительного сезона даже изначально качественный теплоноситель постепенно теряет свои свойства. Это связано с периодическим изменением его температуры, в результате чего происходит выделение осадка (для воды) или изменение вязкости вещества (синтетические теплоносители). Если вовремя не выполнить заполнение системы отопления теплоносителем, то могут произойти следующие негативные моменты:

  1. Уменьшение КПД в работе отопления. Это является следствием снижения эффективности теплопередачи из-за наличия в жидкости сторонних элементов – известкового осадка и ржавчины.
  2. Вероятность выхода из строя котла отопления, радиаторов и запорной арматуры. Только заполнив отопление теплоносителем можно избежать подобные проблемы. Это связано с постепенным насыщением воды кислородом, в результате чего увеличивается пенообразование и значительно ускоряются коррозийные процессы на внутренней поверхности стальных элементов системы.

Своевременное заполнение водой закрытой системы отопления может быть разным по времени. Все зависит от состава теплоносителя и температурного режима работы котла. Для дистиллированной воды оптимальная периодичность замены составляет 1 год, т.е. перед каждым отопительным сезоном. В случае использования теплоносителей на основе этиленгликоля, пропиленгликоля или глицерина время службы составляет от 3 до 7 лет. Оно зависит от концентрации химических компонентов – чем их больше в общем объеме, тем дольше будет служить жидкость.

Предлагаем ознакомиться  Показания счетчиков воды алгоритм снятия показаний и их передачи в контролирующие органы

Однако перед тем как заполнить водой закрытую систему отопления, нужно определиться с видом теплоносителя – будет это обычная Н2О или усовершенствованные жидкости.

Для того чтобы заполнить или добавить в систему отопления двухконтурного котла антифриз, нужно узнать – можно ли это делать. Производители котлов указывают растворы, которыми можно заполнить систему отопления.

Основные типы теплоносителей

Теплоноситель, который следует заливать в систему отопления загородного дома, должен обладать следующими свойствами:

  • Иметь высокую теплоемкость. Данный показатель характеризует свойство вещества накапливать тепловую энергию – чем больше рабочая жидкость впитает в себя энергии, тем больше ее будет подано на радиаторы отопления.
  • Вязкость. Рабочее тело должно иметь низкую вязкость – в этом случае электронасосу для подачи жидкости потребуется меньше электроэнергии.
  • Экологичность. Многие жидкости, обладающие подходящими физическими параметрами для применения в роли теплоносителя, не используются в качестве рабочего тела из-за высокой опасности нанесения вреда здоровью человека.
  • Безопасность. Проводящая тепло жидкость не должна быть взрыво- и пожароопасной.

Рис. 3 Однотрубный контур отопительной системы с открытым расширительным баком

  • Нейтральность. Теплоноситель не должен оказывать вредного воздействия на трубы, котлы, отопительное оборудование, радиаторы, приводящего к их коррозии, химическому повреждению и соответственно быстрому выходу из строя.
  • Стоимость. Цена теплопроводящей жидкости является наиболее важным параметром при выборе подходящих материалов, многие из них с хорошими физическими характеристиками не используются в системах по той причине, что слишком дороги.
  • Температура. Подающая тепло жидкость должна выдерживать максимальную и минимальную рабочие температуры, а также их нижний и верхний предел с учетом экстренных ситуаций (отключение электроэнергии, поломка оборудования, повреждение магистрали).
  • Срок эксплуатации. Все антифризы в процессе эксплуатации меняют свои химические свойства с ухудшением технических параметров. При использовании в автомобильной технике их рекомендуется менять раз в 3 – 5 лет, этот параметр необходимо учитывать и при использовании в качестве незамерзающей жидкости, выбирая состав с наиболее длительным сроком службы.

Рис. 4  Однотрубная система отопления с герметичным контуром

Антифризами называется класс жидкостей, не поддающихся кристаллизации при низких температурах, их основное назначение – охлаждение автомобильных двигателей и работа в низкотемпературных установках.

Известны два основных вида антифризов: пропиленгликоль и этиленгликоль (также в продаже есть составы на основе глицерина), они обладают разными химическими и физическими свойствами и сферами применения.

Использование незамерзающей жидкости в отопительных системах оправдано в тех случаях, если хозяева индивидуальных домов отсутствуют в них зимой некоторое время – при возникновении экстренной ситуации (поломки, отключение электроэнергии) может произойти размораживание отопительной системы. Как только температура воды в трубах упадет до нуля градусов, произойдет ее замерзание и расширение на 10%, связанное с меньшей плотностью льда по сравнению с водой на аналогичную величину. При этом придется менять весь трубопровод, полностью заполненный водой, радиаторы отопления и нагревательный котел – убытки будут огромны.

Рис. 6 Физические свойства гликолей и температуры замерзания антифризов

Помимо предотвращения размораживания трубопроводной системы применение антифризов имеет следующие преимущества:

  • Температурный диапазон работы незамерзающих составов для отопительных систем, лежащий в диапазоне от -70º до 110º С обеспечивает сохранение трубопровода при любых существующих в природе низких температурах и эффективную работу в качестве теплоносителя.
  • При температуре охлаждения гликолей ниже кристаллизации, они становятся желеобразными, незначительно расширяясь в объеме – это не приводит к размораживанию системы и выходу ее из строя. После оттаивания труб жидкость можно разморозить и использовать повторно без потери качества.
  • Наличие специальных присадок (ингибиторы коррозии и другие) в составе гликолей предотвращают появление накипи, ржавчины, пены, завоздушивание, увеличивая тем самым срок службы системы.
  • Использование красителей позволяет легко обнаружить протечки, а изменение цвета жидкости говорит о необходимости ее замены.

Использование антифризов имеет следующие недостатки:

  • При применении незамерзающих составов необходимо помнить, что этиленгликолевые антифризы ядовиты, смертельная доза для человека при приеме внутрь составляет 2 мг. на 1 килограмм массы тела. В связи с этим был разработан экологически чистый и абсолютно безопасный пропиленгликоль.
  • Большой минус незамерзающих жидкостей – их слишком высокая цена, стандартная 20-литровая емкость этиленгликоля с предельной температурой – 65º С стоит в среднем около 30 у.е. Такую же стоимость имеет 20-литровая канистра пропиленгликоля с максимальной температурой -30º С – фактически это говорит о том, что пропиленгликолевый состав стоит в 2 раза дороже.
  • Применение относительно недорогого ядовитого этиленгликоля невозможно в доме с открытым расширительным баком.
  • Незамерзающие жидкости имеют ограниченный срок службы, в среднем он составляет 5 лет или 10 отопительных сезонов, после чего жидкость необходимо сливать, промывать трубопровод и заливать новый состав, а при использовании ядовитого этиленгликоля придется дополнительно решать вопрос о его утилизации. Данная процедура приводит к существенным финансовым затратам и потерям времени.

Рис. 7 Влияние процентного содержания этиленгликоля в растворе на температуру его кристаллизации

  • Применение некачественного антифриза или использование его после истечения срока службы может стать причиной повреждения водопроводной арматуры, засорения труб и фитингов – в интернете есть немалое количество подобных примеров.
  • Один из критических недостатков применения незамерзающих составов заключается в том, что многие производители котлов отказывают потребителю в их в дальнейшем гарантийном обслуживании после заливки в систему антифриза.
  • При использовании гликолей придется устанавливать более мощный циркуляционный насос, пропиленгликоль потребует увеличения его напора на 10% и производительности на 60%, аналогично понадобится более объемный расширительный бак.
  • Не рекомендуется использовать пропиленгликолевые составы в электролизных котлах (Галан) и отопительных системах с оцинкованными трубами.

Используемые в системах обогрева незамерзающие составы уступают воде по всем параметрам:

  • Имеют на 10% меньшую теплопроводность – это говорит о том, что для передачи одинакового с водой количества тепла скорость их движения по трубам должна быть больше на 10%.
  • Вязкость некоторых антифризов в 5 -10 раз превышает аналогичный показатель воды, поэтому насосу понадобится приложить больше кинетической энергии (возрастут затраты электроэнергии) для продвижения жидкости по трубам.
  • Антифризы обладают высокой текучестью, то есть будут проникать через мелкие щели, в которых ранее задерживалась вода – это может привести к дополнительным протечкам, данный недостаток устраняют применением высококачественных соединений и уплотнителей (паронитовые или тефлоновые прокладки).
  • Коэффициент теплового расширения этиленгликоля в 1,5 раза больше, чем у воды, то есть при температуре 80º С он может достигать 4,5% от общего объема и в некоторых случаях понадобится установка расширительного бака больших размеров.

Рис. 8 Сравнение характеристик антифриза и воды

Антифризы применяют для того, чтобы не разморозилась отопительная система, их основные виды – водные пропиленгликолевые и этиленгликолевые растворы, порог замерзания которых зависит от соотношения гликоля и воды.

Состав антифризов

Низкозамерзающие жидкости состоят из активного вещества (антифриз 60 – 65%) дистиллированный или деионизированной воды (около 30 – 35% от общего объема) и 3 – 4% специальных присадок (ингибиторов коррозии), которые поставляются крупными зарубежными химическими концернами (BASF). Иногда производитель поставляет на рынок дешевые низкозамерзающие жидкости, в состав которых входит диэтиленгликоль, обладающий низкой химической стабильностью и соответственно малым сроком службы.

На рынок поставляются две основные разновидности этиленгликолевой незамерзающей жидкости (красный цвет), температура кристаллизации которых составляет -30 и -65º С, несмотря на токсичность использовать его можно без сильных опасений в закрытых отопительных системах. Большой угрозы в закрытом контуре он здоровью детей и животных не представляет, в отличие от лекарственных препаратов и бытовой химии, находящихся дома в доступных местах.

Этиленгликоль вреден только при попадании внутрь организма (детей может привлечь его сладкий вкус), долгое вдыхание его паров вызывает кратковременное расстройство здоровья, при попадании на кожу рук в случае ликвидации протечки или прорыва трубопровода нужно будет их просто промыть водой.

Рис. 9 Сравнение температуры замерзания антифризов

Положительные качества пропиленгликоля – малый коэффициент теплового расширения и абсолютная безвредность для человека (он является пищевой добавкой), поэтому использовать его можно в контурах с открытыми расширительными баками. На рынок поставляется пропиленгликолевый состав зеленого цвета (в название часто добавляют ЭКО) с температурой замерзания до -30º С, для получения стандартной температуры замерзания в пределах 20 градусов его следует разбавить водой приблизительно на 40%.

Основное отличие триэтиленгликоля от других теплоносителей – способность выдерживать рабочую температуру до 170 – 180º С, и высокая вязкость (в 2 раза больше этиленгликоля), что делает проблематичным его использование в качестве антифриза в высоких концентрациях. Триэтиленгликоль используют в качестве добавок в смеси с другими незамерзающими жидкостями в антифризных составах для повышения верхнего температурного порога.

Отличительные особенности антифриза различных производителей – наличие присадок разного химического состава и назначения, в большинстве случаев они предназначены для борьбы с ржавчиной в металлических трубах и содержат ингибиторы коррозии. При использовании незамерзающих жидкостей в системах со стальными трубами и элементами отопительной системы, чугунными радиаторами польза от таких присадок несомненна – они замедляют коррозионные процессы в 100 раз.

Система отопления

Система отопления.

Вода в качестве теплоносителя

Вода все еще является популярным теплоносителем, главным образом из-за своей дешевизны.

При заполнении отопительных систем старой конструкции, с железными трубами среднего сечения и большими чугунными радиаторами использование воды даст существенную экономию ввиду большого общего объема системы.

Вода также обладает практически идеальной вязкостью и теплоемкостью по сравнению с антифризами. Вязкость воды также заметно ниже, что снижает вероятность ее просачивания через уплотнения.

Совет

На этом достоинства воды заканчиваются. Даже подготовленная водопроводная вода содержит в себе большое количество растворенных минеральных добавок. В воде из колодца или скважины их может быть в десятки раз больше.

Фото 1

Эти вещества в ходе эксплуатации отопительной системы при высоких температурах интенсивно оседают на стенках труб и теплообменников.

При этом сужается эффективное сечение труб, понижается эффективность теплообмена, повреждаются детали насоса и расширительного бачка.

Содержащийся в воде кислород ведет к коррозии металлических деталей системы.

если принято решение заполнять отопительный контур водой, ее следует очистить от минеральных компонентов химическим путем или по крайней мере прокипятить и дать отстояться осадку.

Мало знать, как долить воду в систему отопления- необходимо еще и правильно определить ее объем.

Расчет объема

Перед заполнением отопительного контура необходимо рассчитать его внутренний объем.

Для этого суммируют объемы:

  • котла;
  • расширительной емкости;
  • трубопроводов;
  • радиаторов.

ЧТобы рассчитать обьем отопительного контура суммируют объемы котла, расширительной емкости, трубопроводов, радиаторов.

Внутренние объемы котла, расширительной емкости и радиаторов указываются в их сопроводительной документации. Они также приведены на сайтах производителей.

Объем трубы в кубометрах рассчитывается по формуле

где D- диаметр трубы, м

l- длина трубы, м

К расчетному объему добавляют поправочный коэффициент, т.е. умножают на 1,15.

Объем воды можно определить не только расчетным, но опытным путем. Для этого систему заполняют водой полностью и сливают ее в мерную емкость. Опытный более точен.

В ходе эксплуатации отопительного контура периодически необходимо производить, долив воды, или подпитку. В системах открытого типа это можно сделать прямо в расширительный бачок, по нему же контролируют и уровень воды в системе. Если жидкость не достигла рабочей температуры, не следует заполнять бачок полностью. Нагревшись, вода расширится и польется через край.

В современных двухконтурных бойлерах имеется специальный клапан подпитки. Заполнение системы проводится следующим образом:

  • присоединить водопроводный шланг к клапану подпитки;
  • открыть вентиль в нижней точке контура рядом с котлом;
  • открыть воздушный клапан в верхней точке трубопровода;
  • при появлении воды из воздушного клапана закрыть вентиль подпитки и воздушный клапан.
  • Если при запуске отопления в насосе слышно бульканье и звук струящейся воды, следует повторить стравливание воздуха через воздушный клапан.
  • При заполнении системы рекомендуется открывать вентиль не более чем на ¼ сечения.

Если в систему была добавлена холодная вода с температурой 3-8 градусов, перед включением котла на полную мощность необходимо дать жидкости в контуре равномерно перемещаться, чтобы избежать гидравлических температурных ударов.

Незамерзающие теплоносители, или антифризы, лишены большинства недостатков воды.

Они не замерзают при отрицательных температурах, не содержат примеси, откладывающиеся на стенках труб и теплообменников, не вызывают коррозию металлических деталей.

Заполнение системы антифризом

Автомобили и другие виды транспорта давно перешли на использование антифризов в своих системах охлаждения и отопления. В домашних системах такой переход в полном разгаре. 90 % вновь вводимых в строй систем использует антифризы.

Чтобы эффективно работать в отоплении, незамерзающая жидкость для отопления дома должна удовлетворять следующим условиям:

  • низкая токсичность, исключающая угрозу здоровью жильцов в случае утечки;
  • негорючесть самой жидкости и ее паров;
  • нулевая коррозионная активность;
  • низкая вязкость, обеспечивающая достаточную для эффективной циркуляции текучесть;
  • теплоемкость, обеспечивающая перенос тепловой энергии от топки к радиаторам.
Предлагаем ознакомиться  Котел отопления в печку своими руками

Большая часть предлагаемых на рынке составов выполнена на основе следующих веществ:

  • этиленгликоля;
  • пропиленгликоля;
  • глицерина.

Ученые постоянно ведут разработку новых формул, отличающихся улучшенными энергетическими характеристиками и сниженной нагрузкой на окружающую среду.

Многие составы в чистом виде проявляют коррозионную активность. Поэтому их используют в разбавленном виде и добавляют присадки- ингибиторы. Добавки также снижают пенообразование, способствуют очищению компонентов системы.

Большинство производителей предлагают две климатические версии своих продуктов:

  • концентрированная, не замерзающая до 65оС;
  • разбавленная, выдерживающая температуры до -30оС.

При выборе состава для долива системы лучше всего использовать ту же самую марку того же производителя, что и была залита первоначально.

Смешивание антифризов разных марок, а тем более- с разными действующими веществами, может привести к резкому снижению их срока службы или даже к повреждению компонентов отопительного контура.

Антифризы имеют большую вязкость, чем вода. Поэтому они не подходят для отопительных контуров с естественной циркуляцией жидкости. При гидравлическом расчете системы и выборе мощности циркуляционного насоса следует учитывать паспортную вязкость выбранного теплоносителя.

Обратите внимание

В отличие от воды, антифризы весьма уязвимы со стороны перегрева системы. При повышенных температурах в них начинаются нежелательные химические реакции, газообразование и выпадение осадков. Большая часть нынешних бойлеров, рассчитанных на работу с незамерзающими составами, имеют аппаратное ограничение максимальной температуры в 80оС

В руководстве пользователя отопительного прибора перечислены допустимые типы теплоносителей. Выход за пределы этого перечня ведет к утрате заводской гарантии.

В открытых отопительных контурах теплоноситель циркулирует под атмосферным давлением. В верхней точке контура монтируется расширительная емкость, в нее выходит расширившаяся при нагревании жидкость. После охлаждения она поступает обратно в контур. В эту же емкость выходит попавший в систему воздух.

Такой контур можно заполнять под давлением через нижний вентиль. Можно и просто добавлять жидкость в расширительный бачок. Емкость заполняют до мерки, соответствующей температуре теплоносителя. Верхний уровень, на котором выходит дренажная трубка, соответствует максимальной температуре жидкости.

Систему отопления открытого типа можно заполнять под давлением через нижний вентиль

Добавлять его следует постепенно, давая время воздушным пробкам пройти по теплообменникам и трубопроводам и подняться в верхнюю точку.

После заполнения емкости следует проверить все воздушные клапаны на участках трубопроводов и радиаторах. Если где-либо была обнаружена и выпущена воздушная пробка, жидкость в бачок необходимо снова долить до заданного уровня.

В таких системах отопительный контур герметичен и изолирован от атмосферы. Расширительный бачок имеет резиновую мембрану, пространство за которой заполнено сжатым воздухом при рабочем давлении. При расширении теплоносителя он проминает мембрану, увеличивая доступный объем и компенсируя тепловое расширение.

Долив антифриза в систему отопления удобнее проводить вдвоем. Кто-то заливает жидкость, а кто-то следит за воздушным клапаном, установленным в верхней точке контура. Если же помощника нет, можно подавать воду под самым малым напором и смириться с тем, что какое-то количество прольется в подставленную под клапан емкость. При этом придется также побегать по лестнице от вентиля до клапана.

Патрубок для подпитки системы устанавливается обычно в нижней точке контура, рядом с отопительным котлом. Его оснащают обратным клапаном, позволяющим подавать воду в систему, но препятствующим ее вытеканию обратно.

Контур заполняют до тех пор, пока давление на манометре бойлера не достигнет рабочего (чаще всего это полторы атмосферы).

После того, как жидкость начнет вытекать из верхнего воздушного клапана, следует сбросить воздух из всех остальных воздушных клапанов, продвигаясь от нижней точки контура к верхней.

как заполнить систему отопления закрытого типа

Двухконтурные котлы, кроме отопления выполняющие еще и функцию горячего водоснабжения, содержат встроенный клапан подпитки. Это делает, долив воды в такие системы ещеудобнее.

Важно

При заполнении закрытой системы антифризом приходится использовать специальный насос, накачивающий теплоноситель в систему.

Насосы бывают как с электроприводом, так и ручные. Входной шланг опускается в емкость с теплоносителем, а выходной присоединяется к патрубку подпитки в нижней части контура.

Далее открывают верхний воздушный клапан, включают насос, и пополняют контур жидкость. до достижения рабочего давления на манометре. Стравливание воздуха проводят так же, как и в случае использования воды.

Современные модели бойлеров оснащены механизмом самостоятельного удаления воздушных пробок.

Если такой механизм отсутствует или по каким-либо причинам не сработал, и при включении из циркуляционного насоса слышны булькающие и журчащие звуки, следует немного ослабить крепление его крышки, пока из-под нее не выйдет воздух и не выступит жидкость. После этого крышку затягивают. Если журчание продолжается, процедуру следует повторить до полного устранения посторонних звуков.

После пополнения теплоносителя недопустимо сразу включать котел на полную мощность. Необходимо дать поработать насосу до тех пор, пока теплоноситель в системе не перемешается, и температура его не выровняется, в противном случае возможно возникновение резких перепадов давления в системе вплоть до гидроударов. После этого можно выводить котел на рабочий режим.

  1. После монтажа отопления систем и вводе коммуникации в эксплуатацию. Обычно это происходит осенью в начале сезона.
  2. После ремонтных работ.

Открытые системы

Вода имеет много примесей и минералов, которые при закипании оседают в виде накипи на стенках отопительного оборудования, что приводит к засорению системы и поломке. Поэтому прежде чем заполнять систему отопления, воду необходимо прокипятить. Если позволяют средства, то вместо кипячения можно приобрести дистиллят.

Вода содержит кислород, который способствует развитию коррозии. Способность воды к минерализации и выделению кислорода при нагревании приводит к выходу из строя оборудования, поэтому замену воды в системе отопления рекомендуется производить не чаще одного раза в год.

Обычно производители указывают объем в технической документации, прилагаемой к оборудованию. Если не удалось найти данную информацию, то существуют специальные таблицы с усредненными показателями, которые можно применить при расчетах.

Если заполнение системы теплоносителем связано с очередной заменой в профилактических целях, то старую воду необходимо предварительно слить в подготовленную тару. Порядок проведения работ будет следующим:

  1. Открутить ниппель для сброса избыточного давления.
  2. Открыть вентиль в верхней точке, а в нижней плавно открывается сливной кран. Во избежание возникновения гидроудара открытие вентилей должно быть медленным и постепенным.
  3. Удалив воду, при помощи насоса следует прочистить всю систему промывочной жидкостью, а затем чистой водой.
  4. Проверить наличие протечек и в случае обнаружения — устранить. При необходимости заменить устаревшие прокладки в радиаторах.
  5. Заполнить систему теплоносителем. Для этого к нижней точке следует подключить электронасос. Заливка воды производится через нижнюю точку, при этом верхний вентиль должен быть открыт. Когда из верхней точки польется вода, процесс заливки окончен.

Далее необходимо удалить воздух из системы. Для этого на всех основных узлах отопления открываются вентили. К верхней точке присоединяется прозрачный шланг и опускается в резервуар с водой. Подключив насос, трубы и радиаторы заполнять до тех пор, пока из шланга не пойдет вода без пузырьков.

Ремонтные работы

Устранение протечки воды.

Батареи отопления

Удаление воздуха из системы.

После того как оборудование дегазировано, подключается циркуляционный насос без нагрева. Если никаких неполадок не обнаружено, то следует подключить источник тепла и протестировать систему отопления, проверив на равномерность нагревания всего оборудования. Для этого можно использовать тепловизор или специальный измеритель температур.

В том случае, если теплоноситель заливается в только установленное оборудование, порядок заполнения будет аналогичным.

Идеальным вариантом для заполнения магистрали отопления является дистиллированная вода, но ее получение или приобретение в больших количествах обходится слишком дорого. Выходом из положения может быть сбор дождевой воды и ее дальнейшее использование после фильтрации, также воду можно умягчить кипячением или использовать для этого химические реагенты.

Вода является самым распространенным элементом среди используемых жидкостей для переноса тепла, она обладает следующими свойствами:

  • Доступность. Вода есть везде, она практически ничего не стоит, в экстренных ситуациях ее всегда можно слить и снова наполнить систему.
  • Высокая удельная теплоемкость. Среди всех жидкостей вода обладает наивысшей теплоемкостью со средним значением 4200 Дж./кг.*К. (4,2 КДж./кг.*К.) – это означает, что она медленно нагревается, и медленно остывает.
  • Низкая вязкость. Вода имеет низкую кинетическую вязкость 1,006 м.кв./с.(10-6) при температуре 20º С, с увеличением вязкость падает и при рабочей температуре котла около 70 С. данный показатель имеет значение около 0,4 м.кв./с.(10-6). Это означает, что вода меньше поддается сопротивлению при движении во время проталкивания ее в систему рабочим колесом электронасоса.
  • Низкий коэффициент объемного расширения. При нагреве вода незначительно увеличивается в объеме, по сравнению с нулевой температурой при 80 градусах ее объем увеличивается на 2,8%.
  • Экологичность. Применение воды безвредно для здоровья, при аварийных утечках она не нанесет ущерба здоровью человека.
  • Нейтральность. Вода химически нейтральна по отношению ко всем синтетическим материалам, она не оказывает вредного воздействия на широко используемые в настоящее время трубопроводы из сшитого полиэтилена (металлопластик), применяемые для систем отопления.

Рис. 5 Физические свойства воды

К недостаткам относятся следующие свойства воды:

  • Высокая температура замерзания. Это основной недостаток, не позволяющий эксплуатировать систему отопления дома зимой в отключенном состоянии.
  • Коррозионное воздействие на сталь. Использование воды не позволяет применять в качестве материала трубопроводов дешевую сталь длительное время, приходится эксплуатировать трубы из более дорогих материалов и сантехническую арматуру из цветных или нержавеющих сплавов.
  • Накипь. При повышении температуры, соли, содержащиеся в воде, оседают на трубах, в радиаторах и сантехнических приборах – это приводит к уменьшению сечения рабочего канала и нарушению работы запорной и регулирующей арматуры.

Состав антифризов

Рис. 10 Объем теплоносителя, который заливают в трубы для отопления

Определить объем жидкости можно двумя способами: путем расчетов и экспериментов, в последнем случае магистраль заполняют водой и затем ее сливают, измеряя полученное количество ведрами или другими емкостями с известными параметрами.

Заполнение системы отопления теплоносителем как заполнить водой или антифризом

Для расчета по формулам складывают объемы следующих составляющих (кроме расширительного бака):

  • V(объем) = V(труб) V(радиаторов) V(котла)

Для расчета объема жидкости в трубах используется следующее уравнение:

  • V(объем) = S(площадь сечения трубы) х L(длина трубы)

Площадь сечения можно вычислить вручную по формуле площади круга:

  • S = 3,14(число пи) х R2(радиус в квадрате)

или определить по таблицам объема жидкости в одном погонном метре трубы заданного внутреннего диаметра (Рис. 10) – такой вариант намного проще и точнее.

Объем воды в радиаторах обычно указывается в паспорте, при его утере можно воспользоваться таблицами с указанием данных для одной секции батарей различного образца и материала изготовления (рис. 11), параметры котла берут из паспортных данных.

Рис. 11 Таблица расчета объема радиаторов

Объем расширительного бака берут не менее 10% от общего объема системы – этого должно хватить для любого теплоносителя, наибольший коэффициент теплового расширения имеет этиленгликоль, и данный показатель не превышает 5% при температуре до 80º С.

Заполнение системы отопления теплоносителем как заполнить водой или антифризом

Рис. 12 Популярные марки гликолей

Если рассматривать затраты на изготовление данной смеси, то стоимость 5-литровой канистры 95% этилового спирта составляет около 20 у.е., 20-литровая емкость будет стоить 80 у.е., а 40% раствор такого же объема обойдется потребителю в 33,7 у.е. – это близко к цене пропиленгликоля, который заливается как теплоноситель.

Если вместо высококачественного этилового спирта использовать денатурат (метанол не стоит рассматривать – он очень ядовит), то по затратам можно получить стоимость относительно недорогого этиленгликоля.

Применение самостоятельного приготовленного спиртового раствора в качестве теплоносителя имеет неоспоримые преимущества по сравнению с составами промышленного изготовления, основные из них:

  • Длительное использование. Через 10 лет, если не раньше, антифриз придется сливать и заливать в систему новый состав. Спиртовой раствор в закрытой системе можно использовать очень долгое время – это уменьшение затрат минимум в 2 раза.
  • Экономия электроэнергии. Спиртосодержащий раствор имеет значительно меньшую вязкость, чем незамерзающие жидкости, поэтому электронасос будет работать в таком же режиме, как и при использовании воды.
  • Водно-спиртовой раствор имеет аналогичное с водой поверхностное натяжение – это уменьшает риск протечек в отличие от незамерзающих жидкостей.
  • Если воду со спиртом сравнивать с промышленным антифризом, то состав оказывает полезное влияние на трубопроводную магистраль, растворяя накипь и препятствуя коррозии.
  • Проверить качество теплоносителя в отличие от антифризов намного проще – для этого понадобится простейший спиртометр. А при понижении процентного содержания спирта его легко повысить доливанием основного компонента и использовать раствор дальше.
  • У производителя будет слишком мало оснований отказать в гарантийном обслуживании котла при применении данного раствора.
  • Некачественные антифризы засоряют систему осадком и даже способны повредить сантехническую арматуру, вызывая ее ускоренную коррозию продуктами распада – с водно-спиртовым раствором этого можно избежать.
Предлагаем ознакомиться  Замена крана маевского на работающей батарее

Рис. 13 Характеристики некоторых марок гликолей

Перед применением состава, его разводят водой для получения необходимой точки замерзания. При использовании пропиленгликолей оптимальным считается раствор с температурой кристаллизации -25º С для котлов на жидком и твердом топливе, при применении нагревателей газового или электрического типа, выбирают нижний температурный порог – 20º С.

При использовании полипропиленгликолевого состава с температурой -30º С, для получения необходимых температурных значений обычно добавляют 10% и 20% воды (для температур -25º С и -20º С соответственно). Если используют растворы этиленгликоля с предельной температурой в -30º или -65º С, то количество добавленной воды рассчитывают с учетом процентного содержания гликолей для разных температур по таблицам (Рис. 7).

К примеру, если мы имеем состав объемом 20 л. с температурой кристаллизации -30º С с 46% содержанием гликоля, то для получения жидкости с температурой замерзания -20º С. необходима его 36% концентрация, умножаем  20 на 46, делим на 36 и получаем искомое значение 25,55.

Для получения состава с температурой  кристаллизации -20º С. необходимо долить 5,5 литра воды – для разбавления используют умягченную или дистиллированную воду.

Рис. 14 Плотность этиленгликоля в зависимости от температуры

При самостоятельной заливке жидкости в систему поступают следующим образом:

  • Сливают теплоноситель через кран опорожнения и заполнения, расположенный в области водонагревательного котла, также минимум один раз промывают систему.
  • Это делают с помощью электронасоса любого типа (можно использовать недорогие вибрационные модели Малыш). Промывают трубопровод и элементы отопительной системы, подавая в магистраль воду из емкости под давлением около 2 бар.
  • После наполнения магистрали прекращает подачу воды, перекрывают кран подачи и включают котел на некоторое время (от одного часа) до нагрева воды. Не обязательно производить нагревание до 80 градусов, следует лишь добиться чистого состояния грязевого фильтра, который до и в процессе промывания периодически очищают. Промывку магистрали считают законченной, если в течение 30 минут работы на фильтре не появится грязь.
  • По завершении промывочной процедуры сливают воду, и приступают к заполнению радиаторной системы. Для этого накачивают насосом (можно использовать ручные гидравлические насосы) глюколь до двух атмосфер и начинают стравливать воздух из радиаторов, при этом важно учесть, что работу следует начинать с нижних этажей.
  • Воздух в радиаторах выпускают через краны Маевского, открывая их шлицевой отверткой или специальным сантехническим ключом до появления жидкости. При этом давление в магистрали немного падает, и его снова поднимают до необходимого порога подкачкой гликоля в систему.
  • Процедуру стравливания и подкачки производят повторно, после чего теплоноситель нагревают до температуры приблизительно 65º С и проверяют радиаторы на нагрев с двух противоположных сторон. Если одна половина более холодная, значит воздух стравлен не полностью и процедуру необходимо повторить.
  • Если при стравливании воздуха из радиатора идет пена (она образуется при прохождении гликоля через крыльчатку компрессионного насоса), оборудование и насос отключают, давая жидкости возможность отстояться.
заполнение системы отопления антифризом

Заполнение системы отопления антифризом

Способы заполнения – встроенный механизм и насосы

Насос для заполнения отопления

Как заполнить систему отопления в частном доме — используя встроенное подключение к водопроводу с помощью насоса? Это напрямую зависит от состава теплоносителя — вода или антифриз. Для первого варианта достаточно сделать предварительную промывку труб. Инструкция по заполнению системы отопления состоит из следующих пунктов:

  • Необходимо удостовериться, что вся запорная арматура стоит в нужном положении — вентиль слива закрыт также как предохранительные клапаны;
  • Кран Маевского в верхней точке системы должен быть открыт. Это необходимо для удаления воздуха;
  • Вода заполняется до того момента, пока из крана Маевского, открытого ранее, не потечет вода. После этого перекрывается;
  • Затем необходимо удалить излишки воздуха из всех приборов отопления. На них должен быть установлен воздушный клапан. Для этого нужно оставить кран заполнения системы открытым, следите чтобы вышел воздух из конкретного прибора. Как только из клапана потечет вода — его нужно перекрыть. Такую процедуру нужно сделать для всех приборов отопления.

После того как произошло заполнение воды в закрытой системе отопления, нужно проверить параметры давления. Оно должно составлять 1,5 бар. В дальнейшем для предотвращения протечек выполняется прессовка. О ней будет сказано отдельно.

Перед тем как приступить к процедуре добавления антифриза в систему, нужно его подготовить. Обычно используют 35% или 40% растворы, но для экономии рекомендуется приобрести концентрат. Разбавлять его следует строго по инструкции, и только применяя дистиллированную воду. Помимо этого необходимо подготовить ручной насос для заполнения системы отопления.

  • Выход воздуха из системы (кран Маевского);
  • Давление в трубах. Оно не должно превышать значения 2 бар.

Вся дальнейшая процедура полностью аналогична вышеописанной. Однако следует учитывать особенности эксплуатации антифриза — его плотность намного выше, чем у воды. Поэтому следует особое внимание уделить расчету мощности насоса. Некоторые составы на основе глицерина, могут увеличивать коэффициент вязкости при повышении температуры.

Перед заливкой антифриза необходимо заменить резиновые прокладки на стыках на паронитовые. Это значительно уменьшит вероятность появления протечек.

Для двухконтурных котлов рекомендуется применять устройство автоматического заполнения системы отопления. Оно представляет собой электронный блок управления добавления воды в трубы. Устанавливается на входном патрубке и работает полностью в автоматическом режиме.

Главным преимуществом этого устройства является автоматическое поддержание давления методом своевременного добавления воды в систему. Принцип работы устройства заключается в следующем: манометр, подключенный к блоку управления, подает сигнал о критическом снижении давления. Автоматический клапан подачи воды открывается, и находится в таком состоянии до тех пор, пока давление не стабилизируется. Однако практически все устройства автоматического заполнения водой системы отопления имеют высокую стоимость.

Бюджетным вариантом является установка обратного клапана. Его функции полностью аналогичны устройству автоматического заполнения системы отопления. Он также устанавливается на входящий патрубок. Однако принцип его работы заключается в стабилизации давления в трубах с системой подпитки водой. При падении давления в магистрали напор водопроводной воды будет воздействовать на клапан. Из-за разницы он автоматически откроется до момента стабилизации давления.

Таким способом можно не только подпитывать отопление, но и осуществлять полноценное заполнение системы. Невзирая на кажущуюся надежность рекомендуется визуально контролировать подачу теплоносителя. При заполнении отопления водой обязательно открываются клапаны на приборах для выхода излишка воздуха.

Прессовка системы отопления

Перед заполнением системы отопления теплоносителем необходимо проверить герметичность всех стыков и соединений. Для этого выполняется прессовка — создание избыточного давления в трубах, т.е. искусственно создается ситуация дестабилизации системы.

Сделать это можно двумя способами — с помощью нагнетания воздуха или теплоносителя. Это обязательно делается еще до того, как заполняется система отопления двухконтурного котла. Выполнение этой процедуры можно осуществлять с помощью механического (электрического) насоса или подключив водоснабжение. Последний вариант не рекомендуется, так как контролировать процесс будет весьма сложно. Порядок выполнения состоит в следующем:

  • Предварительная визуальная проверка стыков и соединительных узлов;
  • Подключение механизма к входному патрубку системы;
  • Создание избыточного давления, значение которого должно превышать норму в 1,5 раза.

Обязательно проверяется состояние элементов отопления. В случае возникновения протечки процесс незамедлительно останавливается и может начаться только тогда, когда дефект будет устранен.

Открытая система отопления

В этом случае порядок заполнения системы отопления следующий:

  1. Выполняется слив старого теплоносителя и прочистка труб.
  2. На всех отопительных приборах открывается кран Маевского.
  3. Поступление жидкости для заполнения системы отопления можно осуществлять через обратную трубу.
  4. Как только весь воздух выйдет из системы — проверяется уровень воды в расширительном баке. Он должен быть заполнен на 2/3.

Заполнение системы отопления теплоносителем как заполнить водой или антифризом

Примечательно, что с помощью ручного насоса, применяемого для заполнения системы отопления, можно и добавлять теплоноситель.

Для открытой системы отопления не допускается превышение давления. В противном случае это может привести к неправильному температурному режиму работы.

Опишем подробнее, как правильно залить воду в систему отопления, если она является открытой. С бачка снимают крышку и вливают воду, используя вёдра или шланг. Уровень воды в бачке определяют по индикатору.

Из верхней части бачка выходит сливная труба, подсоединённая к канализационной системе, через которую отводится излишек жидкости.

Наливать воду в систему нужно постепенно, порциями, давая время для выхода пузырей воздуха. Когда она перестанет сливаться в трубы, систему можно считать заполненной. Теперь нужно спустить оставшийся в радиаторах воздух, открыв краны Маевского. Под них ставят таз и откручивают краны. Как только в ёмкость польётся вода, краны закручивают.

  • водопроводной водой, подаваемой в нижнюю точку системы – через подпиточный вентиль;
  • водой (дистиллированной) или антифризом, подавая жидкость из емкости (колодца, водоема):
  • наливом вручную и/или посредством насоса в верхнюю точку (штуцер под воздухоотводчик или через открытый расширительный бак);
  • закачиванием насосом через нижнюю точку – подпиточный вход.

Многим домовладельцам известен простейший (и наихудший!) способ заполнения открытых систем через расширительный бачок. Вода/антифриз заливаются внутрь с перерывами для выпускания воздуха. Повторять этот способ в закрытых системах, используя патрубки верхних воздухоотводчиков, не рекомендуется. Воздух, изначально заполняющий систему, проходит вверх через слой заливаемой воды, растворяясь в ней. Воздушные пробки, препятствующие току воды по трубам и радиаторам, будут вам гарантированы.

Тогда как заполнить систему отопления закрытого типа? Рекомендуемым способом заполнения любых систем отопления является подача жидкости под давлением (из водопровода или емкости посредством насоса) через нижний подпиточный вентиль.

Расположение узла подпитки системы отопления.

Как заливать незамерзающую жидкость в систему отопления самостоятельно

Решая, что залить в отопительную систему для предотвращения ее размораживания, можно прийти к выводу, что наилучшим вариантом является спиртовой 40% раствор, изготовленный самостоятельно. Его стоимость сопоставима с выпускаемыми промышленностью гликолями для теплоносителей, а совокупные физические характеристики состава (вязкость, теплоемкость, экологичность, срок службы и другие) на порядок выше широко разрекламированных незамерзаек.

Как дополнить теплоноситель

Помимо инструкции по заполнению системы отопления необходимо знать правильность выполнения процедуры добавления теплоносителя. Такая ситуация может возникнуть 2 или 3 раза в течение отопительного сезона. Важно вовремя определить, что объем воды упал ниже критического. В зависимости от вида отопления существуют разные порядки заполнения системы отопления.

Главным показателем является снижение уровня давления в трубах. Для своевременного контроля в системе устанавливаются несколько манометров. Один из них обязательно располагается сразу после выхода горячего теплоносителя из котла. Также следует установить манометр на верхнем воздушном клапане. Падение давления в системе является следствием 2 факторов — возникновение аварийной ситуации (протечка) или естественное испарение жидкости. Если этот процесс происходит очень быстро — скорее всего произошел прорыв трубы. Постепенное снижение давления указывает на второй фактор.

Методика добавления жидкости полностью повторяет процедуру заполнения водой любой закрытой системы отопления. Для этого можно использовать ручные насосы для заполнения системы отопления (антифриз), либо воспользоваться подключением центрального водоснабжения.

Подпитка системы

Чтобы закрытая система отопления работала эффективно, в ней нужно поддерживать постоянное рабочее давление. А оно зависит от объёма жидкости, циркулирующей в трубах и радиаторах. Её утечки неизбежны, какими бы герметичными ни были узлы и места их соединения. Поэтому требуется постоянная подпитка системы отопления частного дома теплоносителем. Её производят через клапаны подпитки, монтируемые в месте с минимальным давлением жидкости (как правило, перед насосом).

Эти приборы бывают с механической и автоматической подачей теплоносителя. Если дом небольшой, имеет маломощную систему отопления, механического клапана достаточно. В этом случае перепады давления гасятся с помощью резиновой мембраны бачка. Но чтобы не допустить аварии, потребителю придётся постоянно контролировать давление в системе.

монтаж радиаторов своими руками

Чтобы заполнение водой отопительной системы не вызывало постоянных хлопот, не отнимало много времени, необходимо установить современное оборудование (двухтрубную закрытую систему). Более подробно о двухтрубной системе отопления можно прочитать здесь. Нужно подойти к процессу заливки ответственно, и тогда дом много лет будет тёплым и комфортным.

Супер отопление
Adblock detector